ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
от лат. creatio - сотворение, создание) - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Тесты креативности
(лат. сгеаtion - сотворение, создание) - группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
(от лат. creatio – сотворение, создание) – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ
(лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. Первые Т. к. появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из
основных направлений в современной зарубежной психодиагностике. Наиболее мощным стимулом этого развития являются результаты многочисленных исследований, указывающие на несоответствие между успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта
и творческими способностями. Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач была отделена от других способностей (см. ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ) и названа креативностью.
Сегодня изучение и измерение креативности за рубежом осуществляются в следующих основных направлениях: «личностном» (влияние на креативность личностных черт) и «познавательном» (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных особенностей).
Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотр. (1959) и Е. Торрансом; (1962). Однако результаты использования этих тестов противоречивы, их валидность не доказана.
В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля» (Д. Б. Богоявленская, 1983). Интеллектуальная инициатива
выступает в качестве «клеточки», в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности. Полученные с помощью методики «креативного поля» данные тесно коррелируют с внешним критерием, тем не менее в силу его субъективности
необходимо дальнейшее изучение валидности такого подхода к измерению творческих способностей.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ
совокупность методик для изучения и оценки способностей творческих личности - креативности. Строго говоря, эти способности тоже можно отнести к способностям специальным, но чаще о них говорится особо, имея в виду их достаточно обобщенный характер, а также то, что показатели креативности, как показано в ряде исследований, могут не соответствовать показателям тестов интеллекта; в связи с этим "интеллект" и "креативность" иногда противоставляются.
Особенно известны тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса. Поскольку в основу кладется диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи, тесты построены как система заданий, где требуется произвести преобразование ситуации, способа обращения с объектом, осуществить необходимую интерпретацию.
Другие известные тесты - это тест Медника, определяющий способность к отдаленным ассоциациям, и тест Бэррона, определяющий отношение к незавершенным изображениям.
Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:
1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - факторы личностные;
2) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.
Нужно заметить, что вопрос о креативности как о самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения. Так, если решение тестов креативности можно принимать как свидетельство наличия способностей творческих, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Возрастная изменчивость креативности, ее подверженность внешним воздействиям обусловливают малую прогностичность существующих тестов креативности в отношении успешности творческой деятельности. Поскольку творческие достижения во всех областях требуют в каждой из них сложного сочетания способностей и свойств личности, практическое применение тестов креативности не является достаточно надежным.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
519.71 кб

Что выявляют тесты интеллекта и креативности?

Богоявленская Диана Борисовна
В статье изложено авторское понимание содержания, выявляемого тестами интеллекта и креативности.
Читать PDF
151.35 кб

Тесты интеллекта, креативности и экспертные оценки

Ушаков Дмитрий Викторович
The author considers and criticises M. Kholodnaya's arguments against intelligence tests. He argues that the results obtained with the tests can, to a large extent, account for the variations in real life success.
Читать PDF
384.44 кб

Апробация авторского теста и тренинга эмоциональной креативности

Фролова Светлана Владимировна
Статья посвящена актуальной проблеме изучения способности творческого управления эмоциональными реакциями и состоя-ниями.
Читать PDF
278.15 кб

Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта

Фройнд Филипп Александр, Холлинг Хайнс
Цель статьи — представить Берлинский тест структуры интеллекта для диагностики одаренности (BIS$HB; Jager et al., 2005).
Читать PDF
377.64 кб

Апробация теста креативности К. Венкера: проверка конструктной валидности и предложение нового вариа

Бельская Наталья Анатольевна
В статье рассматриваются результаты апробации теста креа-тивности К. Венкера (Германия, 2004) на выборке украинской молодежи.