тест дерева
тест дерева
проективная методика исследования личности на основе анализа ее рисунка дерева.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ДЕРЕВА ТЕСТ
(Baum Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована К. Кохом в 1949 г. Идея теста принадлежит Э. Хушеру, использовавшему рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.
Обследуемому предлагают выполнить рисунок любых трех деревьев, за исключением хвойных. Интерпретация результатов осуществляется с позиций психоанализа на основе символического значения, приписываемого тем или иным деталям изображения, всему рисунку.
Напр., яблоко, нарисованное на фруктовом дереве,— свидетельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой. На рис. 18 представлена схема К. Коха, используемая для анализа данных Д. т.
Обоснованность привлечения психоаналитической символики для интерпретации данных теста не доказана. Критикуются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Д. т. валиден при использовании для диагностики психического развития детей.
Выделен ряд особенностей рисунка (размеры и пропорция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях в развитии (статистически достоверны различия между здоровыми детьми и страдающими органическими поражениями нервной
системы).
Сведений об использовании в СССР не имеется.
Обследуемому предлагают выполнить рисунок любых трех деревьев, за исключением хвойных. Интерпретация результатов осуществляется с позиций психоанализа на основе символического значения, приписываемого тем или иным деталям изображения, всему рисунку.
Напр., яблоко, нарисованное на фруктовом дереве,— свидетельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой. На рис. 18 представлена схема К. Коха, используемая для анализа данных Д. т.
Обоснованность привлечения психоаналитической символики для интерпретации данных теста не доказана. Критикуются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Д. т. валиден при использовании для диагностики психического развития детей.
Выделен ряд особенностей рисунка (размеры и пропорция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях в развитии (статистически достоверны различия между здоровыми детьми и страдающими органическими поражениями нервной
системы).
Сведений об использовании в СССР не имеется.
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.