ТЕСТ АППАРАТУРНЫЙ ТЕСТ АППЕРЦЕПЦИИ ДЕТСКОЙ

ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения термина ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ (ТАТ)

одна из методик проективных, относящаяся к группе методик интерпретации. Был впервые описан X. Мерреем в 1935 г. как методика экспериментального изучения фантазии. Является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

лат. ad — при, к + perceptio — восприятие] — методика комплексной глубинной психодиагностики личности, относится к категории проективных методов. Материал ТАТ представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Задача испытуемого заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации. ТАТ был разработан во второй половине 1930-х гг. в Гарвардской психологической клинике Г. Мюрреем и его сотр. Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области. Классическая схема интерпретации ТАТ, разработанная Мюрреем, в основном была направлена на анализ потребностей. Другими авторами были разработаны несколько десятков альтернативных схем интерпретации, получивших более или менее широкое распространение. Результаты ТАТ при умелом применении и интерпретации позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношения к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты. Можно также делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних только данных ТАТ нельзя. Наиболее плодотворно применение ТАТ при исследовании пограничных состояний. ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов). Главным достоинством ТАТ является глубина и разнообразие диагностической информации, которую позволяет получить этот метод, а основным недостатком — трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов. Другие недостатки, отмечавшиеся разными критиками, ставят, на первый взгляд, под сомнение вообще возможность использовать ТАТ как психодиагностический инструмент: он не опирается на целостную теорию; тестовый материал не строился в достаточной мере систематично; он не оценивался по общепринятым правилам; правомерность схем интерпретации является проблематичной; он плохо соответствует традиционным психометрическим критериям валидности и надежности, что, однако, связано со спецификой его конструкции и выявляемых с его помощью психологических характеристик. Высказываются обоснованные сомнения в применимости к ТАТ традиционных мер валидности и надежности. Более веские показатели валидности получены для вариантов ТАТ, специально построенных для диагностики отдельных мотивов, по сравнению с классическим клиническим ТАТ. Ряд данных говорит о чувствительности метода к ситуативной динамике мотивов (ситуационная валидность). В рассказах ТАТ непосредственно отражается индивидуальный образ мира обследуемого. Образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуации система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений, порождая иллюзии и ошибки восприятия, а также определяя характер восприятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы актуально воспринимаемое или представляемое содержание соответствовало целостному образу мира, структурирующим его смысловым структурам и вытекающим из него интерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно данной ситуации, а также актуальным смысловым установкам. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, можно "вычислить" жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать реальное поведение его в подобных обстоятельствах, которое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Этим и обусловлена диагностическая ценность ТАТ. Д.А. Леонтьев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Найдено схем по теме ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ — 0

Найдено книг по теме ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ — 0

Найдено рефератов по теме ТЕСТ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ — 0

Вы можете заказать написание реферата: