Musiktherapie). Терапевтический метод, при котором в качестве коммуникационной среды, способствующей излечению, используется музыка. Наряду с пассивно-рецептивными формами ее терапевтического применения в современной музыкальной терапии особенно интенсивно используются активно-продуцирующие формы свободной импровизации. Терапевтический смысл метода состоит в том, что с его помощью осуществляется непосредственный доступ к эмоциям, в том, что музыкальные инструменты, музыкальный лад и синхронность противостоящих друг другу структур повышают способность к символизации, а также в гармонизирующем воздействии музыки, в возможности катарсиса и не в последнюю очередь в невербальной коммуникации между людьми. Наряду с преследующей конкретные цели обработкой бессознательных конфликтов терапия направлена также на стимулирование функций Эго и их слаженности, а также на улучшение социального взаимодействия и коммуникации.
ТЕРАПИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
Музыкальная терапия
Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
способ самовыражения через музыкальную импровизацию с целью улучшения эмоционального состояния человека и изменения его поведения в лучшую сторону. По утверждению Галена древнегреческий легендарный врачеватель и покровитель медицины Асклепий первым предложил использование музыки с лечебной целью для успокоения больных безумием. Его жена Эпиона также лечила музыкой. Музыка веками помогала целительному процессу. Древнеегипетские жрецы на особый, считавшийся целительным, тон распевали медицинские тексты. Древнегреческий математик Пифагор (VI в. до н. э.) считал, что некоторым пациентам музыка помогает восстановить баланс четырех гуморов и темпераментов, связанных с ними. Автолик в «Одиссее» Гомера поет волшебную песнь, чтобы остановить кровь у раненого при осаде Трои Одиссея. Духовные целители (например, шаманы) у народов, ведущих племенной образ жизни, с помощью музыки вызывали эпилептические припадки и помогали людям избавиться от болезней. В XVIII в. доктор Р. Броклсби говорил о возможности лечить безумие музыкой, но врачи того времени считали музыкальную терапию каким-то легкомыслием, и лишь в 1958 г. Хайнц Граупнер привлек внимание к санаторию Шусслера в Гарцких горах, где музыкальная терапия применялась с определенным успехом. Современные музыкальные терапевты стараются помочь людям с серьезными физическими недугами.
ТЕРАПИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ
музыкотерапия) - метод психотерапии, основанный на целительном действии музыки на психологическое состояние субъекта. Применяется для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Взгляды врачей на лечебный эффект музыки неоднозначен, однако они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и традиционные методы лечения, но ее разумное, индивидуализованное применение может снять аутизм больного и существенно облегчить контакт врача и клиента.
Различаются пассивная и активная формы терапии музыкальной.
При пассивной терапии клиентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответственные состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью является определенное эмоциональное - в том числе эстетическое - переживание, кое должно способствовать отреагированию своих проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто применяются дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, тренировка автогенная, гипноз, живопись или танец. Выбор музыкальных произведений может выполняться на базе разных критериев:
1) в так называемой "американской школе музыкотерапии" предлагаются такие отрывки, кои вызывают весьма широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и пр.);
2) в "шведской школе", основанной на анализе глубинном (-> психология глубинная), предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные (например, собственное тело - хлопки, постукивания и пр.). Основная цель в этом случае - интеграция индивида в группы социальные, ибо в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость; сверх того, формируется выдержка и самоконтроль.
В психиатрической практике терапия музыкальная особенно эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод применяется и при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), и в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в ней, стали применяться в практике музыкального образования.
Различаются пассивная и активная формы терапии музыкальной.
При пассивной терапии клиентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответственные состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью является определенное эмоциональное - в том числе эстетическое - переживание, кое должно способствовать отреагированию своих проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто применяются дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, тренировка автогенная, гипноз, живопись или танец. Выбор музыкальных произведений может выполняться на базе разных критериев:
1) в так называемой "американской школе музыкотерапии" предлагаются такие отрывки, кои вызывают весьма широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и пр.);
2) в "шведской школе", основанной на анализе глубинном (-> психология глубинная), предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых комплексов.
При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные (например, собственное тело - хлопки, постукивания и пр.). Основная цель в этом случае - интеграция индивида в группы социальные, ибо в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость; сверх того, формируется выдержка и самоконтроль.
В психиатрической практике терапия музыкальная особенно эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод применяется и при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), и в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в ней, стали применяться в практике музыкального образования.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
(МУЗЫКОТЕРАПИЯ) / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЭРАПІЯ / MUSIC THERAPY– направление психотерапии и психокоррекции, использующее звук и музыку как терапевтический фактор. М. т. является одним из направлений креативной терапии искусством, наряду с арт-терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией (см. Арт-терапия, Танцевально-двигательная терапия, Дра ма терапия). Положительное влияние музыки на физическое и психоэмоциональное состояние человека замечено давно. Многолетний и разносторонний научный интерес к ее исцеляющему эффекту отражен в исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Ж. Э. Эскироля, Дж. Л. Корнинга, Л. С. Выготского, В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина, Р. Штайнера, Э. Дак-Далькроза, К. Швабе, А. Понтвика и др.). В. М. Бехтерев был инициатором создания в России общества для исследования терапевтических эффектов музыки (1913). Число прикладных работ о М. т. также велико и продолжает расти (Л. С. Брусиловский, Н. Н. Захарова, Д. Кэмпбелл, П. Нордофф и К. Роббинс, П. Хубнер, М. Андерсен, В. М. Авдеев, С. В. Шушарджан, В. И. Петрушин, А. Менегетти, И. М. Гринева, В. М. Элькин, В. В. Козлов и др.). В исследованиях описываются разносторонние возможности воздействия музыки: регуляция физиологических функций организма; оптимизация психоэмо ционального состояния, снятие напряжения; развитие коммуникаций и социальных отношений; коррекция форм поведения; освоение новых способов и средств выражения экспрессии, развитие креативности. Классификация М. т. разграничивает рецептивную (пассивную) и активную М. т. При рецептивной М. т. пациенты (клиенты) прослушивают музыкальные произведения или их фрагменты, при активной– сами участвуют в исполнении вокальной или инструментальной музыки. Два направления рецептивной М. т. различаются по задачам: у музыкопсихотерапии (динамической, регулятивной) основной задачей является нормализация психоэмоционального состояния пациента, у музыкосоматотерапии (зональной, точечной)– контактное лечебное воздействие непосредственно на тело человека. Динамическая М. т. служит эмоциональной активизации, регулятивная– направлена на провоцирование аффективно-динамических реакций, вызывая катарсис. Интегративная М. т. включает возможности других видов искусства. В рамках М. т. выделяют также вокалотерапию, т. е. терапию пением (С. В. Шушарджан и др.). Методы М. т. учитывают характер музыкальных жанров, особенности исполнения, специфику музыкальных инструментов и др. М. т. сегодня охватывает разнообразную клиническую практику, что традиционно для нее, нередко используется в работе с особыми категориями детейи взрослых, включается в программы профессиональной подготовки музыкантов и педагогов, в программы развития эмоциональной, личностной сферы, воспитания и образованияи др. Существуют рекомендованные списки музыкальных произведений и специализированные музыкальные программы коррекции эмоциональной сферы, профилактики последствий стресса, профессионального выгорания и пр. (Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин, С. В. Шушар джан и др.). Е. А. Бакланова