ТЕОРИЯ УСТАНОВКИИ
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ
одна из теорий психологии, созданная грузинским психологом Д. Н. Узнадзе (1886— 1950) и активно развиваемая его учениками под руководством А. С. Прангишвили. Согласно этой теории, в основе понимания личности и ее деятельности лежит понятие установки, под-нятое до уровня общепсихологической категории.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ
общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.).
По Узнадзе установка, это "целостная модификация субъекта", его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при "встрече" двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия, оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него.
Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные варианты коего применяются при анализе развития:
1) психики в филогенезе и онтогенезе;
2) процессов познавательных;
3) личности и отношений межличностных.
Особое внимание уделяется изучению с позиций теории установки неосознаваемых явлений психических, понимание природы коих кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда.
Один из вариантов развития теории установки - концепция уровней активности психической (Ш.А. Надирашвили). Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных специальных отраслей психологии (медицинской, возрастной, инженерной, социальной и др.).
По Узнадзе установка, это "целостная модификация субъекта", его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при "встрече" двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия, оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него.
Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные варианты коего применяются при анализе развития:
1) психики в филогенезе и онтогенезе;
2) процессов познавательных;
3) личности и отношений межличностных.
Особое внимание уделяется изучению с позиций теории установки неосознаваемых явлений психических, понимание природы коих кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда.
Один из вариантов развития теории установки - концепция уровней активности психической (Ш.А. Надирашвили). Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных специальных отраслей психологии (медицинской, возрастной, инженерной, социальной и др.).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИИ
(Д.Н.Узнадзе)
Концепция личн. Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личн. не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности - интеллект., моральные и эстетические - соответствуют Я-концепции чел. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и явл. определ. формой антиципации.
Поведение личн. может протекать на двух уровнях - как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический - личн., имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей; 2) статичный - личн., проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий; 3) вариабельный - личн., обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личн. в Т. у. явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей осн., закрепленной в процессе жизни установке личн. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор, который признается интеллект, актом и осуществляется на основе личност. ценности поведения для данного субъекта ; 2) мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение - это способность личн. подчинить свою активность не только личност. ценности, но и объективной необходимости.
Изучением личн. с позиций Т. у. занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001