Теория поля

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория поля
Field theory). Метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций, созданный Куртом Левиным.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

теория поля
теория, согласно которой окружающая среда состоит из взаимозависимых событий. В психологии теория поля гласит, что поведение и когнитивные процессы являются функцией многочисленных переменных, которые существуют одновременно, и что изменение любой из них изменяет эффекты всех прочих.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Теория поля
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.
Автор. К.Левин.
Категория. Психологическое направление.
Специфика. Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре - в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения.
Синоним. Топологическая психология.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТЕОРИЯ ПОЛЯ
создатель - германско-американский психолог К. Левин, одно время непосредственно сотрудничавший с гештальт-психологами. Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как озарение.
Понятие поля связывается с системой объектов-побудителей, существующих "здесь и сейчас" в субъективном пространстве человека. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке, что реализуется как выполнение намерения. При выполнении намерения объекты, в коих человек более не испытывает потребности, теряют побудительную силу.
Ситуации, в коих поведение определяется объектами поля, называются поведением полевым; его нормальный вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу соответствия потребности. Но возможны варианты, когда человек подчиняется случайным объектам, просто оказавшимся в его окружении. Ситуативно такое поведение бывает у каждого, но, став стилем поведения, является признаком патологии (-> психология топологическая).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПОЛЯ ТЕОРИЯ
общее, заимствованное из физики название, относящееся к нескольким психологическим теориям, в которых акцентируется внимание на так называемом «психологическом окружении» или «поле» человека, под которым понимаются разнообразные психологические силы, воздействующие в данный момент времени на психику и поведение человека. В П.т. поведение человека объясняется на основе динамического взаимодействия между «силами», действующими в той части «поля», где в данный момент времени находится человек. Впервые термин П.т. и соответствующее ему теоретическое объяснение психики и поведения человека возникли в гештальт-психологии и получили развитие в работах представителей этого направления в психологии-В. Келера и К. Левина. В. Келер проводил параллель между психологическими процессами и электромагнитными полями, перенося на психологические явления динамику соответствующих физических процессов. Интересы К. Левина, который также получил базовое физическое образование, оказались связанными с психологией личности и с социальной психологией. См. гештальт-психология, личность, поля теория (К. Левина), психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОЛЯ, ТЕОРИЯ
Действительно широко обоснованный набор теорий, все из которых сосредоточиваются на общей психологической среде и пытаются объяснять поведение на основе динамических взаимодействий между силами одной части поля и остальной части поля. Теория поля, развившаяся из Гештальтпсихологии, прежде всего, благодаря работам Вольфганга Кехлера Курта Левина. Кехлер проводил параллель между психологическими полевыми процессами и электромагнитными полями силы. Любой психологически процесс зависит от взаимодействий в поле и не может рассматриваться вне этой динамической точки зрения, утверждал он. Эта позиция крайне холистическая и представляет собой критику элементаристских подходов. Он экстраполировал общую теорию на области физиологической психологии, особенно на физиологические основы восприятия, и приводил доводы в пользу чествования электрических полей мозга, которые соотносятся с феноменологическим опытом. См. изоморфизм (2). Теоретические рассуждения Левина сосредоточивались в большей степени на социальной психологии и теории личности. Поле представлялось как общая среда, включающая в себя индивида и всех значимых других людей, и оно известно как жизненное пространство. Поведение представлялось как движение через области жизненного пространства, некоторые из которых привлекательны (то есть с положительной валентностью), а другие непривлекательны (с отрицательной валентность). Подобно позиции Кехлера, это направление холистично и динамично.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Теория поля
field theory) Т. п. была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т. е. гештальт-ситуацию. Левин распространил свои идеи на новые области, взяв за образец мышления мат. построения топологии и физ. Т. п. Система взглядов Левина нередко называется "неогештальтом". Эта теория базируется на ряде допущений, к-рые затрудняют восприятие как ее терминологии, так и ее динамики, и требуют полного проникновения в ее филос. термины и специальные понятия. Левин целиком отказался от аристотелева подхода к науке, включая какое бы то ни было подчеркивание прошлого или будущего, причины или следствия. Он считал психологию областью научного изучения, не имеющей ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с какой бы то ни было др. естественной наукой. Понятия, объекты и события, изучаемые этими науками, могут быть в известной мере релевантны поведению, но это всего лишь психол. релевантность. Даже если индивидуум, поведение к-рого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т. е. в настоящем. Следовательно, релевантны только те аспекты прошлого (или будущего), к-рые вплетены в ткань сиюминутной ситуации. В отличие от мн. теорий, игнорирующих индивидуальные различия, Т. п. сосредоточена именно на них. Левин исходил из того, что на восприятие чел. окружающей среды влияет импульс, посылаемый самой средой, и что этот импульс, в свою очередь, изменяет последующую перцепцию. Среда (Е) окружает чел. Однако чел. (Р) никогда не яв-ся ее частью, а среда никогда не является частью чел. Между тем существуют проницаемые психол. границы, благодаря к-рым изменения, происходящие в (Е) могут вызвать изменения в (Р), и наоборот. В индивидууме есть две основные области - внутреннее ядро (аналогичное ядру атома) и область, окружающая его. Внутреннее ядро - в свою очередь - делится на ряд собственных областей, соответствующих различным целям, когнитивным структурам и т. п. Область, окружающая ядро, яв-ся моторно-перцептивной. Считается, что эта относительно недифференцированная область представляет собой тракт, по к-рому события из психол. среды (перцептивные) достигают ядра, а моторные события - среды. Психол. среда также подразделяется на множество областей, имеющих более или менее проницаемые границы. Эти области образуют "валентности" (притяжения или отталкивания своих средовых содержаний, напр., целей или целевых объектов). Специфическая "валентность" каждой зоны формируется (развивается) во времени по мере того, как взрослеет и изменяется развивающийся чел., и по мере того, как изменяется среда. Т. п. дает нам средства для описания, анализа и предсказания поведения, в основном, через определение компонентов векторного поля в конкретной ситуации и установление направления и интенсивности ожидаемого движения. Однако она также предсказывает изменения в чел., к-рые могут произойти вследствие его вовлеченности в определенное поведение, а тж вследствие изменений в окружающей среде, к-рая может приобрести новую или утратить былую значимость для последующего поведения. См. также Гештальтпсихология, Общие системы, Физика и науки о поведении М. Ройдер

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Теория поля
Ее автор — немецкий ученый, представитель гештальтпсихологии К. Левин (1890—1947) — стремился в физико-математических терминах объяснить психологические явления, чтобы достичь универсальности их описания. Он рассматривал Т. п. не как абстрактную концепцию, а как метод познания психической реальности.
Одно из центральных ее понятий — «психологическое поле»; аналог «ситуации», определенной потребностью индивида, его активностью и объектами окружающей среды, затрагивающими интересы индивида. Но поскольку для рассмотрения поведения человека Левин использует топологическую модель, привнесенную им из геометрии, наиболее подходящим и оказывается термин «психологическое поле» (поле взаимодействия индивида и среды), выступающее аналогом силового поля в физике.
Под взаимодействием индивида со средой понимается его поведение. Оно описывается в Т. п. формулой:
B = f(P, E), где B — поведение, P — индивидуум, Е — окружающая среда, или ситуация.
Согласно Левину, отправная точка поведения индивида — потребность, которая создает напряжение в психологическом поле. Любой человек стремится снять это напряжение, установить баланс между организмом и средой, что достигается путем удовлетворения данной потребности.
Доказательством этого послужили опыты коллеги К. Левина Б. Ф. Зейгарник. Суть их состояла в том, что испытуемым предлагали решить задачи, но одним позволяли довести дело до конца, а других прерывали. Выяснилось, что испытуемые, которые не могли завершить, лучше помнили задачу. Таким образом, потребность в ее решении оставалась неудовлетворенной, т. е. актуальной, и напряжение, ею вызванное, было не снято, что и заставляло испытуемых помнить содержание задачи. Впоследствии данный феномен был назван «эффектом Зейгарник».
На топологических картах были изображены векторы, указывающие направление человека к цели — удовлетворению потребности. Каждая цель (объект окружающей среды) в зависимости от своей привлекательности для индивидуума имеет либо положительную, либо отрицательную валентности (от лат. valentia — «сила»). Если она служит удовлетворению потребности, то валентность положительная, если нет — отрицательная.
Левин учитывал неоднозначность среды и сложность человеческих мотивов, поэтому им были указаны виды мотивационного конфликта:
колебание между положительными валентностями (двумя притягательными целями);
столкновение с предметом, имеющим одновременно и положительную и отрицательную валентности;
выбор между предметами с отрицательными валентностями (из «двух зол»). Психологическое поле изменяется, в целом оно зависит от ведущей на данный момент потребности, Таким образом, стоит таковой смениться, изменится и отношение человека к объектам окружающей среды, иным станет и психологическое поле, Поэтому Т, п, К, Левина называется динамической,
Однако нельзя утверждать, что какоето одно психологическое поле абсолютно не связано с другим, Оно включено в «жизненное пространство» , под которым понимаются личность и ее психологическое окружение,
Литература
Левин К. Теория поля в социальных науках, СПб,, 2000,
Левин К. Топология и теория поля // История психологии, XX век / Под ред, П, Я, Гальперина, А, Н, Ждан, М,, 2002,

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ТЕОРИЯ ПОЛЯ

(К.Левин)
Т. п., рассматривающая личн. как сложное энерг. поле, мотивируемое психол. силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психол. реальности, построения структуры личн. и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.
Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. - "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".
Понятие "поля" определяется в Т. п. как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминант поведения личн. рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личн. и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых чел. испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личн., побудительную силу теряют.
"Жизненное пространство" - это психол. реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение чел. Т. п. рассматривает поведение личн. как функцию жизненного пространства, поэтому осн. своей задачей считает выведение поведения личн. из тотальности психол. событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. "Психологическое окружение" - это феноменальный мир личн.; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личн. Граница между жизн. пространством и внеш. миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизн. пространство и внеш. мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внеш. мире, влияют на состояние жизн. пространства, а изменения жизн. пространства - на внеш. мир.
Cтруктура личн. рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психол. напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации чел. и математизации понятий. Отделение чел. от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства чел.: 1) дифференциацию - отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть - целое" - включенность в большее пространство.
В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство - "текучесть-ригидность". "Текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. "Ригидная среда" сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизн. пространстве. Для графич. описания особенностей психол. среды в Т. п. введены вспомогат. понятия "регион" и "локомодация". Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психол. среде не всегда означает, что чел. должен совершить физич. движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.
Личн. условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличност. регион. Внутриличност. регион подразделяется на группы периферич. и центр, ячеек. Психол. среда также разделяется на регионы. Жизн. пространство окружено внеш. оболочкой, представляющей часть непсихол., или объективной, среды. Выделяется новый вид "годологического пространства" (годология - наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами - линией, эти точки соединяющей. Все эти динамич. представления концепции Левин называл "векторной психологией".
Важнейшие динамич. понятия "векторной" части Т. п. - "психическая энергия", "напряжение", "потребность", "равновесие", а также "валентность" и "сила", или "вектор", с помощью которых описываются специфич. локомодации личн. и способы структурирования среды.
Левин полагал, что личн. - сложная энерг. система, а тип энергии, осуществляющий психол. работу, наз. психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда чел. пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно др. частей в результате внеш. стимуляции или внутр. изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение - это состояние чел. или состояние внутриличност. региона относительно остальных внутриличност. регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.
Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личн. Левина выделяются потребности, соотносимые с внутр. состоянием (напр., голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфич. намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.
Динамика психол. среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, напр., от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться "вещественные" свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды явл. результатом изменений в системах напряжения чел., результатом локомодации или когнитивных процессов.
Конечная цель активности личн. в Т. п. - вернуть чел. состояние равновесия. Изменения в поведении личн. определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.
Дифференциация - одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизн. пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Напр., для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутр. сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личн. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личн., и в психол. окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархич. и селективных отношений между напряженными системами.
Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личн. и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни чел. и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.
Т. п. породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирич. исследований в области психологии личн. XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психол.. пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941),конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличност. отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристич. сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в совр. психологии.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
583.57 кб

МТВП, или Мерностная теория вещества и поля

Малеев Валерий Александрович
Читать PDF
161.39 кб

Поляризационная теория мотиваций, эмоций и внимания

Мурик С. Э.
Предлагается новая теория мотиваций, эмоций и внимания, рассматривающая их как функции сенсорных систем и связывающая нейрофизиологический механизм указанных психических феноменов с изменением метаболического и функционального сос
Читать PDF
457.78 кб

Введение в теорию дискурсного поля учебной организации

Сергеев С. Ф., Сергеева А. С.
В статье рассматривается авторская концепция дискурсного поля учебной организации.
Читать PDF
442.09 кб

ФРАКТАЛЬНО-ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ И ТЕОРИЯ ПОЛЯ К. ЛЕВИНА

Богатых Борис Александрович
Актуальность. Рассматриваются ключевые вопросы поиска подходов к развитию представлений теории поля К. Левина в рамках природы (концепции) фрактально-голографического конструкта.
Читать PDF
91.90 кб

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛЯ РИКёРА В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Эрдынеев Бато Юрьевич
Рассматриваются основные положения герменевтической концепции Поля Рикёра в теории коммуникации. Анализируется его подход к проблеме символа, интерпретации и понимания. Особое внимание уделяется герменевтике действия.
Читать PDF
132.88 кб

Геокультурное пространство и геокультурные поля: теория вопроса

Зеленев Евгений Ильич
В статье приведена методологическая разработка теории геокультурного поля.
Читать PDF
1.59 мб

Теория пронаркотического культурного поля в книгaх В. М. Ловчева

Гринченко Н.А.
Данная статья поднимает проблему усвоения социальных стандартов и ценностей, которая находит отражение в современных теориях социально-психологической запрограммированнности и социального научения.
Читать PDF
102.53 кб

Теоретико-множественная модель взаимодействия поля с самим собой

Бешенков А. С.
Beshenkov A.S. Theoretical multiple model of interaction of a field with itself.
Читать PDF
236.23 кб

Идейно-теоретическая сущность педагогической концепции поля мишеля Фуко

Матвиенко Татьяна Николаевна
Освещаются сущностные и содержательные аспекты «дискурсивной» педагогической концепции образования-«пайдейи» выдающегося франко-американского мыслителя, педагога Поля Мишеля Фуко.
Читать PDF
1.30 мб

97. 01. 005. Кимелев Ю. А. , Полякова Н. Л. Теория общества энтони Гидденса

Читать PDF
216.81 кб

Philosophical review: специфика проблемного поля теории коммуникативного действия (часть i)

Фидченко Елена Владимировна
Статья описывает некоторые позиции применения «Теории коммуникативного действия» Ю. Хабермаса в философской практике.
Читать PDF
220.00 кб

Methodological review: специфика проблемного поля теории коммуникативного действия (часть II)

Фидченко Елена Владимировна
В данной статье, в продолжение осуществленной работы, рассматриваются и анализируются когнитивные практики применения коммуникативного действия в гуманитарном познании.
Читать PDF
467.28 кб

Онлайн-петиция в междисциплинарных полях и на теоретических перекрестках: политология и лингвистика

Радина Надежда Константиновна
Обсуждаются теоретические проблемы при изучении онлайн-петиций. Цель статьи систематизация научных подходов и теорий в изучении онлайн-петиций в предметных полях политологии и лингвистики.
Читать PDF
160.41 кб

Использование теории лексико-семантического поля в качестве основы для представления декларативных з

Клепальченко Игорь Алексеевич
В данной статье рассматривается проблема использования теории лексико-семантического поля в терминологии в качестве основы для разработки системы представления декларативных знаний.
Читать PDF
160.37 кб

2004. 04. 001. Мартин Дж. Что такое теория поля? Martin J. What is field theory? // American J. of S

Фомичев П. Н.

Похожие термины:

  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА

    (Levin K., 1890-1947, амер. психолог.) Известен своими исследованиями в области потребностей, воли, аффектов, демократического управления в группах. Левин исходил из положения, что основой человеческой акт
  • ПОЛЯ ТЕОРИЯ К. ЛЕВИНА

    теория, разработанная известным немецким (впоследствии ставшим американским) психологом К. Левином, в которой идея о существовании энергетического физического поля (К. Левин получил образование