Теория личности Адлера

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Теория личности Адлера
Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.
Автор. А.Адлер.
Категория. Модель теории личности в индивидуальной психологии.
Специфика. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.
Литература. Бундулс Я. Индивидуальная психология Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1982, № 2, с. 133-139

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

теория личности Адлера

система взглядов на личность психоаналитической ориентации австрийского психолога А. Адлера – создателя школы индивидуальной психологии. Одним из источников развития личности Адлер рассматривал комплекс неполноценности, который возникает в детские годы. Сильная выраженность комплекса – затрудняет развитие личности, более умеренная – побуждает к нему. По выводам А. Адлера почти у всех выдающихся людей были препятствия в начале жизни, которые они преодолели в борьбе. При этом не исключается роль и значимость агрессии, борьбы за власть как фактора развития людей. Жизненные цели человека формируются в раннем детстве и остаются в значительной степени бессознательными. Расхождение между сознательными и бессознательными целями характерно для невротиков. Основными потребностями личности являются ее связи с окружающими, прежде всего работа, дружба, любовь. Адлер признавал особую роль детства в развитии человека. Так по его мнению наиболее значительные враги человечества в детстве пережили отвержение в семье, окружающими, с ними плохо обращались. Многие привлекательные мужчины и женщины не могут избавиться от детстких чувств неуклюжести и т.д. Согласно т.л.А. основными движущими силами развития личности являются стремление к успеху, превосходству, чувство общности с другими.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992