Теория константности восприятия перспективы Теория конфликта внимания

ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ

Найдено 3 определения термина ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория личностных конструктов

теория Дж. Келли, согласно которой человек исследует мир и объясняет его с помощью личностных конструктов. См. Личностный конструкт.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ

автор - Дж. Келли; в центре теории - представление о том, что главное - то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. Согласно Келли, человек строит образ реальности на основе особых - индивидуальных - понятийных шкал, позволяющих установить сходства и различия между событиями. Эти шкалы - "конструкты личностные", - включенные в сложные взаимоотношения, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструктами.

Личностные сложности обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке; на это и направляется коррекция психическая. Применяется также так называемая терапия роли фиксированной.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ

(Дж.А.Келли)

Т. л. к. - когнитивная теория личн., разработанная в 50-х гг. XX в. амер. персонологом Келли. Цель Т. л. к. состоит в объяснении того, к. о. личн. интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Т. л. к., составляющим ядро личн., выступает понятие "конструкт личностный" - абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личн. классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собств. опыте. Личн. в Т. л. к. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личн., достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с т. з. его прогностич. эффективности, степень которой может меняться. Личност. конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личност. конструкты биполярны и дихотомичны (напр., хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий - отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личн. выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта наз. в Т. л. к. сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Т. л. к. выделяются специфич. типы личност. конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать разл. областям, но явл. постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личн. быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его чел.; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются осн. и периферич. конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также осн. и ситуативные личност. конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать разл. прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личност. конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой явл. ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личн. конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим чел., он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личност. конструктов, которые чел. использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личн. не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личн., тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личн. отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимич. паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета - все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личност. конструктов в Т. л. к. разработан методич. принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личност. конструктов (РТЛК).

В Т. л. к. активно используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личн. мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личн. не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личн. Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Т. л. к. эффективно в понимании эмоц. состояний личн., психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтич. практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личн. и способностью личн. к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Т. л. к., как перспективных методов изучения личн. и стимулирования личност. роста. В целом Т. л. к. - оригинальное направление в теории личн., иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личн. и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник

Найдено схем по теме ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — 0

Найдено книг по теме ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — 0

Найдено рефератов по теме ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ — 0

Вы можете заказать написание реферата: