математическая теория о природе, эффективности и точности передачи информации.
Информационная система
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
Скорее подход к изучению коммуникативных актов, чем "теория". Основное внимание в нем уделяется проблемам передачи сигналов и сообщений. Это действительно межотраслевой подход, в нем используются данные инженерии, физики, связи, лингвистики, психологии, кибернетики и т.д. Подробнее см. информация (1).
ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
раздел кибернетики, в котором представлены знания и ведутся исследования, касающиеся закономерностей получения, хранения, использования и передачи информации в сложно устроенных живых и неживых системах. И.т. активно используется, например, в когнитивной психологии при изучении восприятия и памяти. См. мышление, психология когнитивная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
наука, изучающая свойства, количественные характеристики и методы кодирования информации. В основе Т. и. лежит определенный способ измерения количества информации, содержащейся в какихлибо данных (сообщениях). Наиболее развита статистическая Т. и., где сообщения рассматриваются как случайные процессы. В Т. и. устанавливается связь между количеством информации, содержащейся в сообщении, и необходимой длиной кода, способного передать это сообщение с заданной надежностью при заданном уровне помех. Т. и. широко используется в кибернетике и теории связи для определения пропускной способности канала связи, оптимального кодирования информации, отыскания оптимальных в смысле скорости и надежности способов передачи информации. Методы Т. и. применяются в инженерной психологии при решении ряда задач. Во-первых, количество перерабатываемой информации может служить мерой сложности работы оператора, следовательно, такой способ позволяет сравнивать между собой различные виды операторской деятельности. Во-вторых, зная количество информации, можно оценить время, которое затрачивает оператор на переработку этой операции, поскольку между ними в ряде случаев существа информации позволяет согласовать скорость ее поступления с психофизиологическими возможностями оператора по ее приему и переработке, т. е. с его пропускной способностью. В-четвертых, методы Т. и. могут применяться для определения количества информации, необходимой и достаточной оператору для организации процесса управления.
ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
отрасль кибернетики, кот. иссл. матем. описаниями и оценками-дескрипциями модальности-модусов передачи, хранения, обработки, извлечения, и классификации информационных моделей; изучает общ. стороны информационных процессов различной природы — биологической, технической, социальной, психотерапевтической; например, импульсы-биотоки в организмах, электросигналы в электронных цепях, модели мультисемантической информации; базальным для этой теории являются модусы теории вероятностей или вероятностной теории (см.), кот отражают неизменно-константное присутствие в процессах случайных факторов, связанных с информацией; информации теория—это формально-математическо-статистическая теория, кот. применяет вероятностные подходы-модусы к анализу поведения любых целенаправленных систем — живых организмов, ЭВМ, лингвистических и т.д.); базальной составляющей И.т. явл. теория передачи-индукции информации, основоположн. кот. является амер. мат. К. Шеннон; кардинальными постулатами-понятиями этого раздела И.т. явл. — энтропия и информации количество, с использованием кот. выражается пропускная способность канала связи, равная максимально допустимой передачи информации скорости со сколь угодно малой вероятностью ошибки; широко развита кодирования теория, изучающая как вероятностные аспекты кодирования и декодирования, так и сложность соответствующих алгоритмов, алгоритмических модификаций; отеч. Ученые A. Колмогоров, А. Харкевич, B. Котельников разраб. положения-тезисы этой теории, недостаточность И.т. заключается в том, что она иссл. количеств. сторону информации, не учитывая модельно-семантического ее содержания и цченностиости-значимости для получателя информации.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.