ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
англ. theories of color vision). Множество разнообразных Т. ц. з. характеризуются 3 видами.
1. Трехкомпонентные теории. Основополагающей является теория Юнга-Гельмгольца, объясняющая цветоощущение (по аналогии с аддитивным смешением) как результат комбинации возбуждений 3 рецепторных приемников светового излучения в сетчатке глаза, каждый из которых имеет свой максимум возбуждения в коротковолновой (синей), средневолновой (зеленой) и длинноволновой (красной) частях спектра. Предсказания этой теории блестяще подтвердились тонкими нейрофизиологическими исследованиями строения сетчатки животных и человека в середине XX в. Однако эта теория столкнулась с непреодолимыми трудностями при попытках объяснить помимо законов смешения цветов, др. факты, напр., особенности цветового контраста, или порогового цветоразличения.
2. Цветооппонентные теории. Основополагающей является теория Э. Геринга, также определяющая цвет как результат работы 3 приемников, но работающих по оппонентному принципу, когда активация и дезактивация приемника связана с базисными оппонентными цветами: красно-зеленым, желто-синим и бело-черным. Цветооппонентная теория не подтвердилась при исследованиях активности фоторецепторов, однако получила свое развитие при исследованиях постретинальных звеньев зрительной системы, в которых большинство нейронов функционирует именно по цветооппонетному принципу.
3. Современные концепции цветового зрения представляют собой многостадийные теории, в соответствии с которыми цветовой анализ излучений осуществляется зрительной системой в несколько этапов или стадий. На 1-й - рецепторной - стадии кодируется (в соответствии с трехкомпонент-ной теорией) число поглощенных каждым фоторецептором квантов энергии, на 2-й - подкорковой - устанавливаются оппонентные соотношения между кодами, на основании чего далее (на 3-й стадии) в корковых структурах зрительной системы определяются хроматические и ахроматические характеристики светового излучения. (Ч. А. Измайлов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗРЕНИЯ ЦВЕТОВОГО ТЕОРИИ
теоретические модели, которые описывают и объясняют явления и механизмы цветового зрения. З.ц.т. включают, в частности, теории, объясняющие выделение и описание первичных цветов, существование дополнительных цветов и их проявление в эффектах контраста и последовательных образах, законы цветового смешения, симптомы различных проявлений цветовой слепоты. Две наиболее известные попытки систематическо го теоретического объяснения этих явлений представлены в теориях Юнга—Гельмгольца (они также известны как трихроматическая теория или трехрецепторная теория) и Геринга (теория оппонентных процессов). Теория Юнга-Гельмгольца предполагает существование трех типов специализированных цветовых рецепторов. Хотя предполагается, что каждый из типов рецепторов способен реагировать на электромагнитные волны любой длины, данные рецепторы имеют различную спектральную чувствительность, так что одни из них более чувствительны к длинным волнам (красный цвет), другие – к волнам средней длины (зеленый цвет), третьи – к коротким волнам (голубой цвет). Все остальные цвета представляют собой по предположению, вытекающему из этой теории, различные комбинации этих трех, первичных цветов. Так, ощущение желтого цвета порождается одновременной стимуляцией желтого и зеленого рецепторов и интеграцией соответствующих элементарных цветовых ощущений. Данная теория неплохо объясняет законы смешивания цветов, однако сталкивается с трудностями при объяснении других феноменов цветового зрения. В частности, эта теория не в состоянии удовлетворительно объяснить тот факт, что дихроматы, которые не различают красный и зеленый цвета, могут вместе с тем отличать желтый цвет. Эта теория также не в состоянии вполне удовлетворительно объяснить явления, связанные с дополнительными последовательными образами. Теория Геринга, которая в настоящее время модернизирована Харвичем и Джеймсоном, известна как альтернатива процессуальной теории и предполагает существование трех различных рецепторных систем: красно-зеленой, желто-голубой и черно-белой. Каждая из этих систем действует как своеобразная антагонистическая пара. Так же, как и в теории Юнга—Геринга, предполагается, что каждый из рецепторов (или каждая пара рецепторов) чувствителен к электромагнитным волнам любой длины, но при максимальной чувствительности к волнам только определенной длины. Предположение, которое придает силу данной теории, заключается в том, что стимулирование одной из оппонентных пар рецепторов не только продуцирует возбуждение этой рецепторной системы, но так же производит торможение другой пары рецепторов. Например, красный свет стимулирует рецепторы красного цвета и одновременно с этим оказывает тормозное воздействие на рецепторы зеленого цвета. Данная теория удовлетворительно объясняет все явления, включая цветовой контраст и цветовую слепоту, которые не поддаются удовлетворительному объяснению с позиций трехрецепторной теории. В настоящее время эта теория рассматривается как одна из лучших теорий цветового зрения. Однако любая теория цветового зрения должна в конечном счете учитывать факт, согласно которому в сетчатке глаза визуальные стимулы обрабатываются иначе, чем в кортикальных и субкортикальных (подкорковых) зрительных центрах. Это важный момент, так как в сетчатке имеются только три типа колбочковых пигментов, и они довольно хорошо соответствуют специальным кривым поглощения, выводимым на основе теории Юнга-Гельмгольца. Представляется вероятным (при возможном упрощении реального положения вещей), что рецепторы сетчатки работают в соответствии с теорией Юнга—Гельмгольца, а сигналы затем перекодируются в оппонентный процесс на более высоком уровне организации нейронной системы. Имеются и другие варианты теорий цветового зрения. См. контраст, кора головного мозга, Лэда—Франклина теория, образы последовательные, подкорка, ретинексная теория, слепота цветовая, цвета дополнительные, цвета первичные, цветов смешение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Похожие термины:

  • Трехкомпонентная теория цветового зрения

    Теория цветовосприятия, согласно которой существуют три типа фоторецепторов (колбочек), по-разному реагирующих на стимуляцию светом с разной длиной волны. Теория основана на том факте, что при пра