Теоретическая психология

Найдено 1 определение
Теоретическая психология
theoretical psychology) Двумя основными аспектами Т. п. яв-ся построение субстанциональной (основной) теории и метатеории. Субстанциональная теория предназначена для объяснения фактов, а метатеория - для объяснения природы теории. Субстанциональная теория. Научная теория - это попытка объяснить наблюдения (the observables), относящиеся к строго определенной области исслед. Однако, вследствие расхождения познавательных стилей у разных теоретиков, за пять веков развития науки был создан широкий спектр разнотипных теорий. Джозефом Ройсом предложена следующая классиф. этих эпистемических стилей: рационализм (логическая непротиворечивость), эмпиризм (наблюдаемая повторяемость или воспроизводимость) и метафоризм (универсальность понимания посредством символов). Эрнсту Нагелю принадлежит таксономия теорий, согласно к-рой последние делятся на четыре категории: аналогические (модели), дескриптивные (концепции, применимые только к наблюдаемым фактам), инструментальные (концепции, являющиеся полезными выдумками или инструментами) и реалистические (концепции, проливающие свет на истину, т. е. они относятся к реальности, а не яв-ся всего лишь полезными фикциями). Мелвин Маркс описывает следующие три модели построения теории: индуктивную, дедуктивную и индуктивно-дедуктивную интерактивную, или функциональную. Ройс объединил все три таксономические схемы. В первой половине XX в. Т. п. питали самые разнообразные источники, причем господствовавшими направлениями в это время были бихевиоризм, гештальтизм и психоанализ. Возможно самым существенным вкладом каждой из этих "систем" или "школ" было привлечение внимания к какому-то важному аспекту, на к-рый другие не обращали внимания. Хотя сторонники каждого направления думали, что предлагают теории, способные охватить всю дисциплину целиком, было совершенно очевидно, что они переоценивают их "обобщающие способности", что сферы приложения их "теорий" ограничены и что их предложения носили выраженный программный характер. Период "школ" (1890-1935) в середине XX в. сменился периодом областей теоретизирования (1940-1960). Для него характерно сознательное стремление ограничить масштаб теоретизирования до относительно обособленной области психологии, такой как научение или восприятие. Анализ показывает, что наиболее успешные из этих теорий появились в областях ощущений, восприятия и научения, а наименее адекватные - в более сложных областях психологии, таких как мотивация, личность и соц. поведение. Во второй половине XX в. (1970-1980) Т. п., с одной стороны, еще дальше продвинулась в малоформатном теоретизировании (т. е., в разработке теорий, относящихся к подобластям или к одному классу поведения, такому как условные реакции избегания), а с другой, - перешла от бихевиористской к когнитивной (т. е., связанной с обработкой информации) парадигме. Метатеория. Осн. деятельность при создании метатеории заключается в проведении концептуально-лингвистического анализа и прояснении значений и импликаций теоретических терминов, благодаря чему повышается достоверность теории. Наиболее важным аспектом научной теории яв-ся ее относительная способность объяснять наблюдения. Эта характеристика теории называется ее мощностью и представляет собой континуум, в к-ром заключен весь ряд теорий - от слабых до сильных. На самом деле, относительная мощность теории - это сложное понятие, складывающееся из многих характеристик теории, включ. эмпирическую проверяемость, степень эмпирико-формального соответствия, полноту, экономичность, степень формализации, степень связности и эксплицитность концептуализации. Т. о., мощность теории (или степень разработки теории) - это некая (неизвестная) оптимально взвешенная комбинация всех (также неизвестных) релевантных параметров. Следствием этой сложности яв-ся то, что теории, в общем и целом, сопоставимые по своей полноте, могут отличаться друг от друга по уровню любого из этих параметров. Дело в том, что приращения теоретической мощности зависят от взаимодействия между концептуально-лингвистической точностью и степенью завершенности (или полноты) теории. Хотя приращения концептуальной точности приводят к приращениям теоретической мощности на всех уровнях, пределы того, что может быть достигнуто через концептуальный анализ, определяются лингвистическими характеристиками теории и степенью ее полноты. См. также Системы и теории Дж. Р. Ройс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
588.00 кб

Шесть вызовов теоретической и философской психологии

Шимон Эдельман (Shimon Edelman)
Читать PDF
456.26 кб

Теоретические основания психологии гендерных отношений

Клецина Ирина Сергеевна
Статья содержит теоретическое обоснование возникновения такого нового направления в психологии, как психология гендерных отношений.
Читать PDF
295.51 кб

Теоретический анализ проблем коммуникации в психологии

Колесникова Светлана Викторовна
Раскрывается сущность термина «коммуникация» через призму различных психологических моделей. Уточнены цели, функции коммуникации.
Читать PDF
76.83 кб

Теоретическая психология как педагогическая способность

Лобастов Геннадий Васильевич
Проводится анализ логико-методологических форм развития теоретического понятия в психологии и педагогике.
Читать PDF
744.36 кб

Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор

Двойнин Алексей Михайлович
Предпринятый в статье историко-теоретический обзор знакомит читателя с состоянием проблемы веры в психологии. На основе анализа зарубежных и отечественных исследований веры автор выявляет их теоретические предпосылки.
Читать PDF
213.91 кб

Исторические и теоретические предпосылки психологии чтения

Мосунова Людмила Александровна
Анализируется понятие библиопсихологии (психологии чтения). Рассматриваются в первом приближении история и теоретические предпосылки возникновения психологии чтения.
Читать PDF
374.01 кб

Методологическая основа теоретической подготовки психолога

Пошехонова Вера Адамашевна
Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.
Читать PDF
361.01 кб

Методологическая основа теоретической подготовки психолога

Пошехонова Вера Адамашевна
Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.
Читать PDF
3.81 мб

Теоретическое осмысление морально-психологического фактора

Беляев Р.В., Колосова Л.А., Остапенко Р.И., Сергиенко А.И.
На современном этапе развития общества наибольшую актуальность приобретает проблема совершенствования путей морально-психологического становления учащейся молодежи.
Читать PDF
303.29 кб

Категория «Выбор» в психологии: теоретическое исследование

Озерина А. А.
Читать PDF
139.62 кб

Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии

Сухих А. В., Корытченкова Н. И.
Читать PDF
915.24 кб

Теоретическая экспликация содержания психологической практики

Карицкий И.Н.
Читать PDF
208.17 кб

Теоретические основы психологии профессиональной компетентности

Смирнов Александр Васильевич
Статья посвящена проблемам теории психологии профессиональной компетентности.
Читать PDF
615.90 кб

Наблюдаемые и теоретические объекты в психологических измерениях

Дорфман Леонид Яковлевич
Обозначены некоторые методологические проблемы психологических измерений, привязанные к вопросу о наблюдаемых и ненаблюдаемых (теоретических) объектах.
Читать PDF
154.27 кб

Теоретические представления об образе физического я в психологии

Шишковская Анна Викторовна
Исследованию Я-физического посвящено немало трудов как отечественных, так и зарубежных психологов. Это обстоятельство обосновывает значимость данной психической реальности.