ТЕНЬ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕНО-
teno-) - приставка, обозначающая сухожилие.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Тень
Shadow). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ТЕНЬ
1. В подходе Юнга – один из архетипов; комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний и т.п. – "животных" инстинктов, перешедших в ходе эволюции к Homo sapiens от более низких, более примитивных форм, представлящие негативную сторону личности; "альтер эго".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Тень
Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции, воспоминания и опыт, отвергаемый человеком. Тень - это кладезь творческой и инстинктивной энергии, спонтанности и жизненности.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Тень
осознание индивидом в определенных условиях негативных черт своей личности, «та часть личности, которая имеет негативные черты и которую человек пытается спрятать и от других и от самого себя» (И. Кондаков, Психология. Иллюстрированный словарь).
Ср.:
Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду… Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак. Я только не знаю, чем тебя истребить… Ты моя галлюцинация. Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны… моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых (Ф. Достоевский, Братья Карамазовы).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Тень (Schatten)
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Архетип.
Специфика. Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете образует достаточно автономную личность. Как правило, это - та часть личности, которая имеет негативные черты и которые человек пытается спрятать и от других, и от самого себя. Принадлежит к области личного бессознательного, но в благоприятных условиях может быть достаточно легко включено в содержание сознания. В снах "теневой" персонаж всегда имеет ту же половую принадлежность, что и сам индивид. Осознать "тень" - первый шаг индивидуализации.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ТЕНЬ
SHADOW)
Негативная сторона личности - сумма всех неприятных качеств, которые индивид старается скрыть; низшая, недостойная и примитивная часть человеческого естества; 'темная' сторона личности. Юнг подчеркивал, что Тень есть у каждого, все вещественное отбрасывает тень; Я относится к Тени, как свет к сумраку; Тень делает нас людьми. Юнг отдавал должное Фрейду за привлечение внимания современного человечества к этому аспекту нашего существа.
Поскольку Тень не может быть искоренена (не стоит и пытаться), то лучшее, на что можно надеяться, - прийти к соглашению с нею. Одна из важных целей юнгианского анализа состоит в том, чтобы помочь пациенту обрести установку неосуждения инстинктивной стороны собственной психики и суметь выявить в ней все ценное, по возможности осознать людей и ситуации, которые, скорее всего, взывают к теневой стороне.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Тень
общеславянск., от тьма) – 1. термин К.Юнга, обозначает один из архетипов, а именно комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний или «животных инстинктов», унаследованных человеком от далеких предков. Является в сновидениях спящего человека в виде темного человеческого силуэта обычно того же с ним пола. Вопреки сообщениям К.Юнга, персонажи сновидений в виде тени встречаются крайне редко Синоним: Альтер Эго, Негативная сторона личности; 2. отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т.д.) на лице, в глазах человека; 3. малейший признак, малейшая доля чего-либо; 4. дух умершего или отсутствующего человека, являющийся, по суеверным представлениям, кому-либо. Например, тень отца Гамлета. Синонимы: Призрак, Привидение; 5. темное отражение на каком-то фоне, отбрасываемое предметом, освещенным с противоположной стороны. Согласно первобытным представлениям, тень человека способна влиять на него самого тем или иным образом. Например, убийства в некоторых племенах совершались вонзанием копья в тень человека: увидев это, жертва такого магического действия могла умереть и на самом деле, если не вмешается колдун.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТЕНЬ
(в теории К. Юнга)-один из архетипов, представляющих обратную, или темную сторону Я человека, его личности, комплекс неразвитых чувств, нереализованных идей, неосуществленных желаний и т. п. В него входит совокупность социально неприемлемых, аморальных, примитивных стремлений соответствующего человека. Т., в частности, означает животные инстинкты, унаследованные людьми в ходе их биологической эволюции. Т. отвечает за проявление человеком наиболее неприятных и социально неодобряемых инстинктов в поведении человека по отношению к другим людям. Т. представляет собой центр личного бессознательного. Между Т. в ее интерпретации Юнгом и бессознательным в его понимании по Фрейду есть определенное сходство, связанное, вероятно, с тем биографическим фактом из жизни Юнга, что свою карьеру как психолог он начинал, будучи ближайшим учеником и последователем Фрейда. Как Эго, по Фрейду, собирает данные о внешнем опыте человека, так и Т., по Юнгу, фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сферы сознания. Таким образом, содержанием Т. являются стремления, которые отрицаются человеком как психологически не совместимые с его персоной, с нормами общества. Чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, так как индивиду в этом случае необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Вместе с тем, Т., по Юнгу, имеет и свою положительную сторону, что отличает его позицию от представления Фрейда о бессознательном. Т. является источником спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений человека. Расхожения между Юнгом и Фрейдом фактически во многом касались роли Т. в структуре личности. Юнг не считал возможным и необходимым избавлять человека от Т., так как она является вполне законной и необходимой частью личности. Без Т. человек будет так же неполноценен, как и без других составляющих его Я. См. аналитическая психология (личности) К. Юнга, инстинкт, персона, психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕНЬ

 Нижняя часть личности. Сумма всех личностных и коллективных психических установок, которые в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и объединяются в относительно автономную частичную личность с конкретными бессознательными тенденциями. По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. В качестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем. Как часть личного бессознательного ( см.выше ) Тень относится к Я, но как архетип ( см. выше ) "Сатаны" ( Widersacher ) она относится к коллективному бессознательному ( см. выше ). Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы. Незамечание и вытеснение Тени, как и идентификация Я с ней, могут приводить к опасным диссоциациям ( рассогласованиям ) личности. Так как Тень очень близка миру инстинктов, длительное удержание ее в фокусе внимания недопустимо. К. Г. Юнг:"Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки - напрямую или же косвенно - снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлимые тенденции." ( Из работы "Сознание, бессознательное и индивидуация" ). "Тень... - это та сокрытая в тумане, вытесненная, чаще всего неполноценная и виноватая личность, которая вместе со всеми своими проявлениями простирается вплоть до царства предков-животных и охватывает всю историческую глубину бессознательного... Если до сих пор обычно придерживались мнения, что человеческая Тень является источником всего темного в человеке, то отныне при более глубоком рассмотрении иожно обнаружить, что бессознательный человек, или Тень, состоит не только из морально неприемлимых тенденций, но и обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств - нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное." ( Из работы "Эон" ). 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

ТЭН
Taine), Ипполит Адольф (1828— 1893) — французский философ, психолог, историк, искусствовед. В философии — сторонник Б. Спинозы, Г. Гегеля, английского и французского сенсуализма и позитивизма, противник эклектизма Виктора Кузена. Кузен, точка зрения которого была официально признанной во Франции в период Июльской монархии и позже, вплоть до 1880-х гг., исходил из существовании я, интроспективное познание которого одно только и может дать достоверное знание, фундамент для построения философии. В своей дис. Т. выступил против понятия о едином я, ставя задачей показать отношение я к нервам, единства к множественности и т.п. Поэтому, хотя он окончил Нормальную школу (Ecole Normale Superieure) — одно из самых престижных выших учебных заведений Франции, степени д-ра (agregee) по философии, которая давала возможность преподавать, он не получил. После этой неудачи Т. сменил сферу деятельности и занялся литературой (История английской литературы, 1863— 1864) и психологией (Об уме и познании (De rintelligence, 1870; рус. пер. в 1872 г.). После Парижской коммуны Т. обратился к истории и написал трехтомный труд Происхождение современной Франции (1876—1893; рус. пер. 1907), в котором много внимания уделял психологии толпы. Для атаки на спиритуалистическую психологию Кузена Т. использовал английский ассоцианизм. Основанием психической жизни являются не жизненная сила или растительная душа, которые Т. называет литературными метафорами, а элементарные образы, которые, сочетаясь, дают начало более сложным восприятиям и мыслям, при этом Т. предложил свою метафору: дух есть полипняк образов, подчеркивая, что образы, как отростки полипа, прорастают из другого, соединяются, сливаются вместе, иными словами, сознание — органическое и развивающееся единство(Об уме и познании, с. 65). Задача психологического познания, согласно Т., определить, как образы рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний. Для этого следует изучать факты, в особенности факты редкие, исключительные: сны, сомнамбулизм, гипноз, иллюзии и галлюцинации. В своем проекте общей психологии важное место отводил психологии патологической, называя патологию микроскопом или телескопом в распоряжении психологии, привел богатый клинический материал об аномалиях психики (собранный другими, так как сам Т. не был психиатром). Книга Т. побудила врача из Бордо Е. Азама опубликовать свои наблюдения над пациенткой, в которой якобы сосуществовали две личности (Е. Azam, Hypnotisme et double conscience, 1876), что, в свою очередь, привело к волне интереса к исследованиям множественных личностей такими психологами и психиатрами конца XIX в., как А. Бине, П. Жане, Ш. Рише и др. Проект исследования психологических аномалий Т. был близок идеям Т. Рибо, который провозгласил душевную болезнь естественным экспериментом в психологии. Т. и Рибо считают основоположниками французской эмпирической психологии. Т. также автор трудов в рус. пер.: Английский позитивизм, 1866; Критические опыты, СПб., 1869; Очерки современной Англии, СПб., 1872; Бальзак. Этюд, СПб., 1894; Французская философия 1 -й половины XIX в., СПб., 1899; Лекции об искусстве, ч. 1-3, 5,М., 1919идр. И.Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ТЕНЬ
(Shadow; Schatten). Наиболее отчетливое и ясное определение Т. было дано Юнгом в 194 5 г.: «Это как раз то, чем человек не хотел бы быть» (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 470). В этом весьма простом высказывании суммируются многозначные повторяющиеся определения Т. как негативной стороны личности, суммы всех не приятных качеств, которые хотелось бы спрятать; подчиненной, обесцененной и примитивной стороны человеческой природы — «другая личность» в самом человеке, его собственная темная сторона. Юнг прекрасно осознавал реальность зла в человеческой жизни (см. ЗЛО). Вновь и вновь он подчеркивал, что все мы имеем Т., что всякая реальная субстанция отбрасывает Т., что эго соотносится с Т. как свет с мраком и что именно Т. делает нас людьми. «Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создает бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам» (Собр. соч. т. 11. Парагр. 131). Именно благодаря Фрейду Юнг призвал современного человека обратить внимание на раскол между светлой и теневой сторонами человеческой психики. Рассматривая проблему с научных позиций и не задаваясь какой-либо религиозной целью, Юнг почувствовал, что Фрейд обнажил пропасть тьмы в человеческой природе, тьмы, которую просвещенный оптимизм западного христианства и эпоха научных открытий стремились утаить. Юнг говорил о фрейдовском подходе как о наиболее подробном и глубоком из когда-либо предпринятых анализе Т. В то же время Юнг придерживался отличного от фрейдовского подхода в рассмотрении Т., полагая метод Фрейда ограниченным. Рассматривая Т. как живую часть самой личности, в определенном смысле «стремящуюся жить с этой личностью», он отождествил Т. прежде всего с содержаниями личного бессознательного. Имея дело с этими содержаниями, человек вовлекается в отношения с инстинктами, проявление и выражение которых управляется коллективным (см. АДАПТАЦИЯ). Более того, содержания личного бессознательного неразделимо слиты с архетипическими содержаниями коллективного бессознательного, которые, в свою очередь, сами несут в себе теневую сторону (см. АРХЕТИП; ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ). Другими словами, тень искоренить невозможно, поэтому аналитические психологи для обозначения процесса теневой конфронтации в анализе пользуются термином «прийти к соглашению с тенью». Подтверждением тому, что сама Т. является архетипом, являются ее содержания — властные, отмеченные аффектом, навязчивые, захватнические, самоуправные — способные поразить и подавить хорошо упорядоченное эго. Подобно любым содержаниям, способным войти в сознание, они изначально возникают в проекции, а когда сознание переживает угрозу или состояние сомнения, то Т. проявляется как сильная иррациональная проекция, неважно, позитивная или негативная, на находящихся рядом предметах. Здесь Юнг обнаружил убедительное объяснение не только личным антипатиям, но также и жестоким предрассудкам и гонениям нашего времени. Что касается Т., то целью психотерапии является осознание тех образов и ситуаций, которые наиболее способствуют формированию теневых проекций в индивидуальной жизни того или иного человека. Признание Т. (анализирование) означает разрушение ее принудительного объятия (см. ИНДИВИДУАЦИЯ; ИНТЕГРАЦИЯ; ОДЕРЖИМОСТЬ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ТЕНЬ
бессознательные проявления, темная сторона психики, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение.
   Представления о Тени как «изнанки» человеческой души содержались в работах З. Фрейда. Классический психоанализ был нацелен в первую очередь на раскрытие тех бессознательных влечений и желаний человека, которые, с точки зрения культуры и общества, воспринимались как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Однако понятие Тени как таковое было введено К.Г. Юнгом (1875–1961). Оно играло важную роль в его аналитической психологии.
С точки зрения К.Г. Юнга, Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. Каждый индивид обладает собственной Тенью. Он несет в себе свое прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Однако теневая сторона личности, как правило, вытесняется, подавляется. Человек не замечает свои бессознательные негативные характеристики, не хочет их видеть и игнорирует их. Вместе с тем в его психике происходит развертывание темных сил, которые могут прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать мир сознания.
   В работе «AION. Исследование феноменологии самости» (1951) К.Г. Юнг подчеркнул, что Тень составляют теневые характеристики человека, его изъяны, наделенные эмоциональной природой и обладающие автономией. Им присуще свойство навязчивости, властного овладения. При наличии проницательности и доброй воли Тень может быть частично ассимилирована сознательной частью личности. Однако опыт показывает, что в ней присутствуют такие черты, которые демонстрируют «упорное противодействие моральному контролю». Таким образом, можно сказать, что «Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному Я в целом, поскольку ни один человек не в состоянии осознать свою Тень, не приложив серьезных усилий морального характера».
   Негативные качества и характеристики человека могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Смысл того и другого, как правило, ускользает из сознания. Так, проекции не осознаются самим индивидом и поэтому ему нелегко признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты. По мнению К.Г. Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Результатом проекций является то, что человек оказывается изолированным от своего окружения. На место реальных отношений со своим окружением он ставит что-то иллюзорное. Надежда на то, что человек сам заметит свои проекции, крайне мала. «Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта».
   Осознание тени предполагает признание реального присутствия темной стороны человека. Поскольку в Тени собрано прежде всего личное бессознательное, то ее содержимое все-таки поддается осознанию. Во всяком случае, Тень можно разглядеть при условии некоторой самокритичности человека. Однако, когда Тень предстает в качестве архетипа, связанного с коллективным бессознательным, ее познание оказывается делом непростым. Словом, человек способен признать относительное зло своей природы, но, как отмечал К.Г. Юнг, «попытка заглянуть в лицо абсолютного зла оказывается редким и потрясающим по воздействию опытом».
   При аналитическом лечении происходит очная ставка с темной половиной личности, с Тенью. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости». Интеграция Тени, то есть осознание личного бессознательного знаменует собой первый этап аналитического процесса.
   Тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности. В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению К.Г. Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ТЕНЬ
Shadow; Schatten) - спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех неприятных личностных качеств.
"Это как то, чем человек не хотел бы быть" (CW 16, par. 470; ЮПП, пар. 470).
Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою тень, подобно любой другой материальной субстанции. И эго соотносится с тенью, как свет с мраком, и именно наличие тени делает нас людьми.
"Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Если дело доходит до невроза, то мы неизменно сталкиваемся с сильно увеличившейся тенью. И если мы хотим излечить невроз, то нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени" (АС. с. 182).
До того как бессознательные содержания не дифференцировались, тень составляет, по сути, всю полноту бессознательного. Как правило, она персонифицируется в сновидениях лицами того же пола, что и сновидец. Тень состоит по большей части из вытесненных желаний и грубых побуждений, низменных мотивов, детских фантазий и негодований - всего того относительно своего носителя, чем ему не приходится гордиться. Эти и подобные им непризнанные личностные характеристики очень часто переживаются субъектом посредством механизма проекции, как принадлежащие другим людям.
"Хотя с помощью инсайта и доброй воли тень способна в некоторой степени быть ассимилированной сознательной личностью, опыт показывает, что существуют определенные черты, которые оказывают наиболее упорное сопротивление моральному контролю и делают невозможным хоть какое-то на них влияние. Эти сопротивления обычно связаны с проекциями, которые не распознаются как таковые, и распознание их становится делом нелегкого морального усилия личности. До тех пор пока черты, специфические для тени, опознаются без особого усилия, как чьи-то личностные качества, любые прозрения и добрая воля будут оставаться тщетными, поскольку сама причина эмоции лежит по другую сторону всех возможных сомнений, а именно в другой личности (CW 9ii, par. 16; А, пар. 16).
Реализации тени препятствует персона. В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Тень и персона оказываются в компенсаторной взаимосвязи, и конфликт между ними неизменно вырастает в невротическую вспышку.
Общей эффективной техники для ассимиляции тени не существует. Скорее это вопрос такта, и каждый раз он решается индивидуально. Прежде всего следует признать существование тени как таковой, и отнестись к ней серьезно. Тень искоренить невозможно, и единственное, что остается - и к чему, в частности, и направлен анализ, - это прийти к соглашению с тенью.
"Конфронтация сознания с тенью - вот первое, что необходимо в любой полноценной психотерапии. В конце концов, это должно привести к какому-то союзу, пусть даже союз этот поначалу и выступает в виде открытого конфликта и остается таковым достаточно долго. Это противостояние не может быть отменено рациональным путем. Когда конфликт преднамеренно вытеснен, то продолжает существовать в бессознательном и выражает себя неявным и все более угрожающим образом, так что никакой выгоды здесь не получается. Борьба длится до тех пор, пока "противники" не выдохнутся. Заранее нельзя ничего сказать, чем все это кончится. Единственное, что очевидно - то, что обе стороны изменятся" (CW 14, par. 514; МС, пар. 514).
Ответственность за тень лежит на эго. Именно поэтому тень является моральной проблемой. Одно дело - признать, что есть на самом деле и на что мы способны, и совершенно другое - определить для себя, как с этим жить дальше.
Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темным скопищем, населяющим изнанку личности. Тень также состоит из влечений, способностей и положительных моральных качеств, которые либо были когда-то похоронены личностью, либо никогда ею не осознавались.
"Если бы вытесненные склонности, называемые мной тенью, были только злом, то не возникало бы особых проблем. Но тень - это не что-то целиком скверное, а просто низшее, примитивное, неприспособленное и неудобное. В нее входят и такие низшие качества, детские и примитивные, которые могли бы обновить и украсить человеческое существование, "сего не дано"" ("Психология и религия", АС, с. 183).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008