В анатомии – наивысшая точка головы.
ТЕМА
ТЕМЯ
Темя
общеславянск., первоначальное значение слова «темя» - «место, по которому рубят») в анатомии) – наивысшая точка головы.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕМА
Термин Г. Мюррея для обозначения единицы поведения, состоящей из потребности и настоятельной необходимости. Например, см. Тематический апперцепционный тест.
ТЕМА
(thema-англ.)-термин Г. Мюррея, обозначающий единицу поведения, состоящую из двух других психологических образований: потребности и пресс. См. Мюррей Генри, потребность, пресс.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Тема
греч. тhemа – то, что положено в основу) – 1. предмет повествования, обсуждения, изложения, изображения, исследования; 2. постановка проблемы, предопределяющая отбор материала; 3. у Г. Мюррея – рассказ по картинке ТАТ, отражающий, как предполагается, глубинные потребности, желания, страхи, конфликты обследуемого индивида.; 3. в музыке – основной мотив музыкального произведения.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ТЕМА
En.: Theme
Анализ наших примеров показывает, что гипнотический сеанс имеет своего рода название или лейтмотив. Основная тема берется из культурной среды пациента или из того, что его занимает.
В случае с артистом (см. пример возрастной регрессии) упоминается о том, «что реально или нереально», эта тема должна его интересовать; кроме того, она созвучна гипнотическому сеансу.
Тема может иметь отношение к проблемам пациента: для пациентки, страдающей от навязчивых состояний, тема сконцентрирована на всевозможных автоматизмах, присущих людям; для тревожного пациента, который боится экзаменационной комиссии (см. пример), преобладающая тема - незначительность наблюдателя... и так далее.
Тема может не быть очевидной для пациента: когда Эриксон предположил, что у его пациентки возможны сексуальные проблемы, о которых она не сказала, он начал употреблять в своей речи многочисленные сексуальные коннотации, которые она не могла распознать (Арфистка, Erickson & Rossi, 1979).
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
ТЕМА
1) общий смысл высказывания, текста,
2) Т. в актуальном членении предложений (см. РЕМА). Для НЛП важно еще представление об одной из главных разновидностей Т. (2) - психологическом субъекте высказывания, психологическом подлежащем (англ. psychological subject), т. е. представлении, впечатлении, которое возникает первым по порядку в сознании и является первым по психологической значимости: ср. "Я давно знаю КОМПАНИЮ "МЕРКУРИЙ"" и "КОМПАНИЯ "МЕРКУРИЙ" давно известна мне". Все самое значимое в высказываниях, фразах PR-тестов и рекламы должно выноситься вперед, начинать высказывания, фразы, быть психологическим подлежащим, Т. Так напр., в зависимости от целей рекламирования можно сделать такой акцент, указать на желаемое потребительское действие: "Приходите поскорей и купите "Милки-вей"". Но можно сделать Т., психологическим подлежащим название продукта, акцентировать на нем внимание аудитории рекламы: ""Милки вей" скорей купите, прилетайте, приходите". Предвыборный слоган "Голосуйте за Ивана" выдвигает на первый план желаемое действие, а в слогане "Жириновский - последняя надежда у России" (примеры из PR-арсенала 1996 г.) Т., психологическим сказуемым является имя рекламируемого объекта.
2) Т. в актуальном членении предложений (см. РЕМА). Для НЛП важно еще представление об одной из главных разновидностей Т. (2) - психологическом субъекте высказывания, психологическом подлежащем (англ. psychological subject), т. е. представлении, впечатлении, которое возникает первым по порядку в сознании и является первым по психологической значимости: ср. "Я давно знаю КОМПАНИЮ "МЕРКУРИЙ"" и "КОМПАНИЯ "МЕРКУРИЙ" давно известна мне". Все самое значимое в высказываниях, фразах PR-тестов и рекламы должно выноситься вперед, начинать высказывания, фразы, быть психологическим подлежащим, Т. Так напр., в зависимости от целей рекламирования можно сделать такой акцент, указать на желаемое потребительское действие: "Приходите поскорей и купите "Милки-вей"". Но можно сделать Т., психологическим подлежащим название продукта, акцентировать на нем внимание аудитории рекламы: ""Милки вей" скорей купите, прилетайте, приходите". Предвыборный слоган "Голосуйте за Ивана" выдвигает на первый план желаемое действие, а в слогане "Жириновский - последняя надежда у России" (примеры из PR-арсенала 1996 г.) Т., психологическим сказуемым является имя рекламируемого объекта.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006