ТЕЛЕОТЕРАПИЯ ТЕЛЕРАДИОГРАФИЯ

ТЕЛЕПАТИЯ

Найдено 9 определений термина ТЕЛЕПАТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕЛЕПАТИЯ

telepathy) Связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов. См. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

Телепатия

Передача мыслей от одного человека к другому без вербального или любого иного известного вида общения. Иногда называется «чтением мыслей».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ТЕЛЕПАТИЯ

Гипотетическая способность к прямому мысленному контакту между двумя или более людьми. См. парапсихология для обсуждения телепатических и других подобных гипотетических паранормальных способностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Телепатия

Словообразование. Происходит от греч. tele - вдаль + pathos - чувство.

Категория. Феномен парапсихологии.

Специфика. Мысленное общение между двумя субъектами.

Литература. Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

Телепатия

теле + греч. pathos – страдание, болезнь) – 1. в парапсихологии – гипотетическая способность мысленно общаться на расстоянии; 2. в психоанализе – связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

телепатия

(от греч. tоle – вдаль, далеко и pathos – чувство) – термин парапсихологии, обозначающий возможность передачи информации одним индивидом другому без посредства какой бы то ни было материализованной знаковой системы, а с помощью психического импульса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ТЕЛЕПАТИЯ

явление передачи на расстоянии - без помощи достоверно известных науке способов общения - информации о состоянии одного человека другому, или же некоих мыслей или образов.

Согласно З. Фрейду, являет собой некое психическое подобие беспроволочного телеграфа; самое подходящее состояние для приема телепатического послания - сон, хотя телепатическая связь возможна и при бодрствовании (=> сновидение телепатическое).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Телепатия

от греч. tele «вдаль, далеко» и pathos «чувство») – способность к прямому мысленному контакту между двумя и более людьми без помощи материальных средств, в том числе на далеком расстоянии. Вид парапсихологических явлений.

Аня через три [после тяжелой его травмы] Матиец получил тревожное письмо от матери: она что-то почувствовала и об этом писала. Она была добрая и не старая еще – лет сорока пяти, – но уже горячо начала верить во все таинственное, что плохо или совсем не поддается разуму… (С. Сергеев-Ценский, Наклонная Елена)

Ср. ясновидение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

ТЕЛЕПАТИЯ

связь, осуществляемая между людьми, их мыслями, переживаниями и событиями, имеющими место в их жизни.

   Классический психоанализ был ориентирован на научное изучение бессознательных процессов и механизмов функционирования психики человека. Поскольку телепатические явления и оккультные феномены воспринимались, как правило, с точки зрения наличия в психике человека таинственных, непознанных сил, то вполне очевидно, что З. Фрейд не мог пройти мимо рассмотрения оккультных феноменов, привлекавших к себе внимание ряда исследователей, включая тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи.

   В работе «Психопатология обыденной жизни» (1900) З. Фрейд уделил внимание рассмотрению психологии суеверия и коснулся вопроса о том, можно ли утверждать наверняка, что не существует предчувствий, телепатических феноменов, проявлений сверхчувственных сил. Он был далек от того, чтобы, по его словам, «недолго думая, порешить сплеча с феноменами, по отношению к которым мы располагаем таким множеством обстоятельных наблюдений, делавшихся выдающимися в интеллектуальном отношении людьми, и которые должны были бы послужить объектом дальнейших исследований». Вместе с тем, исходя из личного опыта, он не был склонен переоценивать телепатические явления и оккультные феномены, считая, что часть подобных наблюдений получит благодаря психоаналитическому пониманию душевных процессов объяснение, которое не заставит произвести радикальную ломку представлений, в соответствии с которыми в психике нет ничего случайного. Одновременно З. Фрейд отмечал, что он принадлежит «к числу тех недостойных, в чьем присутствии духи прекращают свою деятельность и сверхчувственное улетучивается» и что он не имел случая пережить лично что-нибудь способное дать ему повод «к вере в чудеса».

   Иной подход к телепатии и оккультным явлениям наблюдался у некоторых врачей, с кем З. Фрейду приходилось общаться в рамках его профессиональных интересов. Известно, например, что в ранний период исследовательской и терапевтической деятельности К.Г. Юнга (1875–1961) особенно интересовали оккультные явления. Он изучал спиритические техники визуального транса, участвовал в экспериментах с медиумами, в период обучения медицине верил в способности людей общаться с представителями иных миров, а в 1902 г. подготовил диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1909 г. при очередном посещении в Вене З. Фрейда К.Г. Юнг спросил у него, как тот относится к экстрасенсорному восприятию и парапсихологии в целом. По его словам, основатель психоанализа объявил все поставленные перед ним вопросы бессмысленными. Во время их разговора из книжного шкафа раздался страшный грохот. К.Г. Юнг воспринял это как доказательство существования так называемой каталической экстериоризации. З. Фрейд с подозрительностью отнесся и к происшедшему инциденту, и к объяснениям коллеги. Позднее он написал К.Г. Юнгу по этому поводу, что по внутренним соображениям он снова отказывается верить в нечистую силу и советовал ему «сохранять холодную голову и скорее отказаться что-нибудь понимать, чем приносить пониманию такие большие жертвы».

   В дальнейшем, по мере того, как создавались журналы, посвященные исследованию оккультных феноменов, и З. Фрейда приглашали сотрудничать с ними, он был вынужден не только отклонять подобные предложения, но и высказывать свои соображения по поводу представлений о существовании в душе человека неизвестных психических сил, свидетельствующих, в частности, о ее телепатических способностях. В 1921 г. он подготовил рукопись «Психоанализ и телепатия», которая впервые была опубликована лишь в 1941 г. В 1933 г. он включил в «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» материал под названием «Сновидение и оккультизм».

   Для З. Фрейда мистика, оккультизм были своего рода обратной стороной светлого, управляемого неуловимыми законами мира, который создала наука. Под телепатией он понимал «предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет». Это явление представляет собой в известной мере «психическое подобие беспроволочного телеграфа». Для рассмотрения данного феномена основатель психоанализа провел некоторую параллель между сновидением и оккультизмом на том основании, что сновидение, часто трактуемое как ворота в мир мистики, нередко принимается некоторыми людьми за оккультное явление.

   По убеждению З. Фрейда, сновидение имеет мало общего с телепатией. «Как телепатия не проливает новый свет на сущность сновидения, так и сновидение не является прямым свидетельством реальности телепатии». Кроме того, телепатический феномен не обязательно связан со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. Однако между сновидением и телепатией существует некая связь, поскольку состояние сна кажется «особенно подходящим для телепатического послания». Если кто-то видит «телепатический сон» и при этом верит в существование особых сил в его психике, то он может признавать телепатические явления. Психоаналитик же дает свое толкование сновидению, которое ничего не сообщает об объективной истине телепатического факта. В действительности оказывается, что знание о телепатии дает не сновидение как таковое, а психоаналитическая обработка, толкование его.

   С точки зрения психоанализа, особый интерес представляет феномен индукции, передачи мысли. «Он означает, что душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками». При лечении пациентов психоаналитическим методом у З. Фрейда сложилось впечатление, что занятия профессиональных предсказателей содержат в себе благоприятную возможность безупречного наблюдения за передачей мыслей. Отмечая это обстоятельство, он заметил, что было бы замечательно и даже практически важно, если бы передача мыслей, представлений и психических состояний от одного человека к другому действительно случалась. При этом он предлагал «отнестись более дружелюбно к объективной возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии».

   В современной психоаналитической литературе обсуждается вопрос о том, имеет ли место передача мыслей во время аналитической работы и какую роль в этом процессе может играть аналитик. Некоторые исследователи считают, что способность осуществлять передачу мыслей от аналитика к пациенту и от последнего к первому является важной и необходимой частью психоаналитической терапии. Так, в своем докладе на втором Международном психоаналитическом конгрессе «10 лет психоанализа в России: российский опыт», состоявшемся 3–6 мая 2001 г. в Санкт-Петербурге, президент Международной психоаналитической ассоциации Д. Видлошер (Франция) выдвинул следующие положения: при лечении пациентов имеет место «перенос мыслей», передача мыслей – это форма переноса; одна из целей анализа состоит в том, чтобы «обеспечить передачу мыслей с помощью переноса», сомышление, то есть попытка понять мысли пациента, необходимо для эффективной аналитической терапии; психоаналитик как «чтец мыслей» должен обладать способностью вовлекаться в сомышление.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено схем по теме ТЕЛЕПАТИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕЛЕПАТИЯ — 0

Найдено книг по теме ТЕЛЕПАТИЯ — 0

Найдено презентаций по теме ТЕЛЕПАТИЯ — 0

Найдено рефератов по теме ТЕЛЕПАТИЯ — 0

Вы можете заказать написание реферата: