Табу

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ТАБУ
социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

ТАБУ
строгий запрет, накладываемый в обществе, в группе людей, на какое-либо действие, предмет, слова и т.п.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ТАБУ
1. Строгий запрет, накладываемый на что-либо: действие, предмет, слово и т. п. 2. Любое запрещенное или наказуемое действие. 3. Сам акт запрещения, закон, положение, которое ни в коем случае нельзя нарушать.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Табу
объект запрета для осуществления с ним тех или иных действий. Тема — специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (Э. Г. Эйдемиллер).

Источник: Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. 2006

ТАБУ
запрет или система запретов светского или религиозного характера, налагаемые на некий предмет, действие, слово и прочее, нарушение коего влечет социальные или религиозно-мистические санкции в виде наказания, болезни или смерти.
Согласно З. Фрейду - инструмент и механизм строительства культуры, начинаемого с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ТАБУ
1. Любой запрещенный акт, объект или модель поведения. 2. Сам акт такого запрещения. Этот термин происходит из полинезийского слова tabu, означающего священный, неприкосновенный, и первоначально он связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев и запрещенными для повседневного использования. Современный способ употребления намного шире.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ТАБУ
/англ. Taboo; от полинезийского, тонганского Tapu/, в первобытно-общинном обществе система запретов на совершение определенных действий, использование ряда предметов, произнесение некоторых слов и т. п.
Т. регламентировали важнейшие стороны жизни половой, обеспечивали соблюдение экзогамии и эндогамии. По суеверным представлениям, нарушение Т. каралось божественными силами. В дальнейшем большинство Т. было усвоено мировыми религиями в качестве регуляторов общественной морали. В настоящее время к сексуальным Т. относятся: аборт, адюльтер, гомосексуализм, зоофилия, инцест, мастурбация, некрофилия, педофилия, скатология, форникация, сношения во время менструаций и некоторые др.). настоящее время к сексуальным
С точки зрения психоанализа функции и значение Т. всесторонне проанализированы в работе Зигмунда Фрейда «Тотем и табу» («Totem und Tabu», 1913). См. также Тотем.
Т. в широком смысле – общественный запрет на нарушение установленных приличий.
«Поэтому табу то место, откуда появляются дети.» Ю. Нагибин. Моя золотая теща.

Источник: Словарь доктора либидо

ТАБУ
Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud [1913] в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". При этом различались его позитивный ("святой", "освященный") и негативный ("жуткий", "опасный", "нечистый") аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-"Я", цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических - патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Табу
taboos) Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение "запрещенный" или "опасный" (гавайское: kapu). В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо запретное, напр., "табуированный предмет". Одной из таких запретных тем является инцест. В викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе - но это не препятствовало незаконной сексуальной активности. Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным "ограждающим действием" (insulating act), вроде восклицания "Господи, помилуй его душу!" или осенений себя крестом. Расставание с жизнью по собственной воле - Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап. культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться. См. также Культурные различия У. Э. Грегори

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ТАБУ
taboo)
Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать".
Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Табу
полинез.- священный, неприкосновенный; термин впервые появился в описании капитана Куком полинезийского обычая запрещать что-либо делать) - 1. любой запрещенный акт, объект, модель поведения; 2. сам акт такого запрещения. Первоначально связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев, а также запрещенными для повседневного использования предметами, вещами или некоторыми действиями (о них не следовало даже думать), иначе это грозило разрушением всей традиционной и сакральной системы ценностей данной культуры и суровым возмездием самому нарушителю вплоть до его смерти под влиянием самовнушения. Например, табу на то, чтобы смотреть, как ест вождь племени или прикасаться к его пище; 3. в психоанализе - наиболее часто упоминаются табу инцеста и табу убийства тотемного животного (кроме церемониальных случаев). По мнению З.Фрейда (1913), табу возникло ввиду необходимости для мужчин «первобытной орды» предотвратить борьбу между собой после того, как они убили первобытного отца, прежде державшего всех женщин орды для себя. Тем самым табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. Известно, что З.Фрейд, к немалому огорчению своих последователей, вполне уверовал в эти свои фантазии, до конца жизни оставаясь в плену идей прямолинейного ламаркизма и буквального понимания положения биологии, согласно которому «онтогенез повторяет филогенез»; 4. в антропологии – элемент первобытной культуры, основанный на вере в существование могущественных потусторонних сил, управляющих реальными событиями. Вера была столь сильна, что нарушивший табу в течение 2-3 дней, будучи совершенно здоровым человеком мог умереть, если он сам был убежден в том, что его ждет неминуемая смерть. Спасти его мог только колдун, совершив магический обряд, который устранял силу табу. Такова, например, смерть вуду. Система табу считается свойственной языческим религиям. Например, в библейском Второзаконии Бог формулирует иудеям 613 табу, еще несколько сотен запретов к этому списку добавили талмудисты.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ТАБУ
запрет, запрещение или ограничение употребления некоторых слов и выражений из-за религиозных взглядов, цензурных и культурных ограничений, суеверий и предрассудков (шире - запрет, ограничение каких-то действий).
Понятие Т. пришло из жизни первобытных народов. Институт Т., табуирования и сегодня сохраняется в некоторых регионах мира. Напр., у некоторых индейских племен запрещена охота на определенных животных, которых рассматривают как объект поклонения, родоначальников и т. п. Бывает и индивидуальное Т., напр., когда кому-то запрещены некоторые виды пищи, определенные элементы одежды и др. С древними Т. связана практика запрета есть свинину у евреев и мусульман.
Т. слов также началось в очень отдаленные времена. У многих народов, племен было запрещено разглашать настоящее имя человека. Его в обиходе заменяли другим, чтобы не вызвать неприятностей со стороны злых сил. Также поступали в древних религиях по отношению к именам богов, часто имевших неизреченное, тайное название. Табуирование имен-названий сохранялось и позже, в определенных видах деятельности. Так, охотники в Сибири не употребляли слова "медведь", а пользовались заменителями, эвфемизмами: "Потапыч", "мохнач", "ломака", "лесник", "хозяин". Само слово "медведь", кстати, считают также древним эвфемизмом, означающим "того, кто ест мед, знающего, где мед". Это случай т. н. вторичного Т., возникшего, видимо, из-за того, что древнейшее имя медведя забылось, было утрачено.
В языке образованных людей (литературном языке) также много Т., напр., возникающих из-за неприличия некоторых слов и выражений. В петровскую эпоху появлялись такие созвучные с ней Т. - "случился фридрих-хераус" ("стошнило"). Примером появления Т. по цензурным соображениям можно считать широко распространившееся во 2-ой пол. XIX в. в печати и разговорах выражение "общее дело", заменяющее табуированное слово "революция".
Классическими Т. являются термины и выражения русского мата. Правда, сегодня их можно встретить в прессе, особенно желтой. В электронных СМИ мат заменяют своеобразными эвфемизмами - звуковыми сигналами.
В православной и, шире, христианской традиции нельзя поминать в речи (и мыслях) дьявола, чертыхаться. Запрещено также клясться (божиться) святыми именами и предметами. Не следует и упоминать имя Господа всуе, т. е. в мирской суете, бытовых ситуациях (нужно в молитве или духовных беседах).
В рекламной деятельности и PR существуют некоторые ограничения в выборе словесных, лексических средств, напр., Т. являются отрицательные частицы и обороты речи (см. подробней СРЕДСТВА ВЕРБАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ). Т. для рекламы, если она не рассчитана на узкую специальную аудиторию, являются сложные технические, научные и культурные термины, которые могут быть непонятны для большинства потенциальных потребителей, затруднять их восприятие рекламных обращений. Т. являются все ругательства и слова с негативной оценкой типа "плохо", "гадкий", "капризный", "лежалый", "тухлый", "слабый". Ср. ЭВФЕМИЗМ.

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ТАБУ
запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто такое, которое одновременно является святым, превышающим обычное и опасным, нечистым, жутким.
   В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души. Подобное видение табу нашло отражение в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), в которой подчеркивалось, что по своей психологической природе табу является «не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку».
   Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются такие больные, которые создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. Как отмечал З. Фрейд, если бы в психоанализе не называли таких пациентов страдающими навязчивостью, то их состояние можно было бы охарактеризовать как «болезнь табу». Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. В конечном счете сходство симптомов невроза навязчивых состояний и обычаев табу выражается, по мнению основателя психоанализа, в следующих пунктах: «1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении, благодаря внутреннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов».
   Как индивидуальны запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются. Их мотивировка является бессознательной. Табу представляет собой древний запрет, извне наложенный на поколение примитивных людей, то есть насильственно навязанный этому поколению предыдущим. Любой запрет касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность. Причем у человека, как правило, наблюдалась амбивалентная, двойственная направленность по отношению к табу: в бессознательном хотелось нарушить существующие запреты, но одновременно человек испытывал чувство страха; он боялся именно потому, что желал нарушить запрет, однако страх был сильнее присущего ему желания. В этом отношении имеются сходства между древним и современным человеком.
   С точки зрения З. Фрейда, наиболее важные табу составляют древние запреты не убивать и избегать инцеста. И то и другое представляют самые сильные соблазны людей, которые в психоанализе рассматриваются в качестве центрального пункта инфантильных желаний и ядра неврозов.
   Сравнение табу с навязчивым запретом невротика привело З. Фрейда к такому пониманию первого феномена, согласно которому: табу является древним запретом, наложенным извне (каким-либо авторитетом) и направленным против сильнейших вожделений людей; желание нарушить табу остается в бессознательном человека; люди, выполняющие табу, имеют амбивалентную направленность к тому, что подлежит запрету; приписываемая табу могущественная сила сводится к способности вводить в искушение; запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое; искупление посредством воздержания за нарушение табу свидетельствует о том, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
114.03 кб

Политическое табу: постановка проблемы

Торопова А. В.
Читать PDF
161.28 кб

Главный миф психоанализа: к столетию издания «Тотем и табу» З. Фрейда

Додельцев Рудольф Федорович, Коннов Владимир Иванович
Статья посвящена оценке современного значения одной из главных работ З. Фрейда по психоанализу культуры «Тотем и табу».
Читать PDF
162.20 кб

О культурно-психологических истоках неотрадиционализма на Востоке: власть и табу

Бочаров Виктор Владимирович
Неотрадиционализм, широко представленный на Востоке, вследствие специфики исторической эволюции, анализируется с позиций культурно-исторической психологии.
Читать PDF
156.85 кб

Экологические табу в развитии регионального социума

Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна
В статье рассматривается влияние экологических запретов на развитие отношений социума и природы на примере становления культуры мордвы и отмечается, что именно экологические табу способны стать регулятором взаимоотношений человека
Читать PDF
359.27 кб

Проблема табу в британской социальной антропологии Ф. Штейнера

Фолиева Т. А., Шинкарь О. А.
Читать PDF
231.54 кб

НОВЫЕ ТАБУ

Джозеф Собран
Читать PDF
125.30 кб

Табу народа мари в системе формирования культуры повседневности

Четкарева Роза Платоновна
В статье автор размышляет о табу народа мари и традициях в образе жизни, способствующих сохранению окружающей среды, углубленному изучению экологических знаний и формированию мировоззрения.
Читать PDF
133.33 кб

2002. 02. 032. Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу: пер. С анг

Маркова М.
Читать PDF
3.18 мб

Женские табу в культуре эвенков

Иванова Сайина Семеновна
В работе рассматривается женская тематика в системе табу эвенков, являющихся составной частью эвенкийских одё запретов-оберегов.
Читать PDF
366.85 кб

Роль табу в художественной культуре конца XX - начала XXI века

Яныкина Алла Николаевна
В статье предпринимается попытка раскрыть противоречивое, но объективное влияние системы запретов на формирование художественной культуры, подходя к этому историко-компаративистски. Табу и запреты, конечно, не синонимы.
Читать PDF
604.13 кб

Стратегии интеграции женщин в Вооруженные силы: гендерное табу против военной тактики

Суркова Ирина Юрьевна
Модификация структуры Вооруженных сил Российской Федерации, направленная на создание профессиональной армии на контрактной основе, способствовала широкому доступу женщин к военной службе, в результате чего изменился гендерный сост
Читать PDF
301.84 кб

Табу в этносоциальном пространстве

Бурдейная Татьяна Леонидовна
Статья посвящена вопросам функционирования табу в этносоциальном пространстве.
Читать PDF
875.36 кб

Социокультурные табу и инновационные технологии преодоления войны и насилия

Корнилов Петр Анатольевич, Ганин Егор Александрович
В статье рассматриваются особенности социокультурных табу в координатах войны и насилия. Представлены различные подходы копределению табу в современном общественном развитии.
Читать PDF
383.14 кб

Конструирование социокультурных табу группами социального действия в российском виртуальном простран

Ганин Егор Александрович
Раскрывается технология конструирования социокультурного табу социально ориентированными или социально деструктивными группами функционеров посредством глобальной сети «Интернет».

Похожие термины:

  • ИНЦЕСТА, ТАБУ

    См. инцест.
  • Табу на кровосмешение

    incest taboo) – запрещение сексуальных отношений между некоторыми категориями родственников, обычно близких по крови (чаще детьми и родителями, братьями и сестрами).
  • Темы-табу

    Следует избегать неприятных для собеседника или «опасных» тем. Для «светских» разговоров не рекомендуют брать темы политики, религии, социального неравенства, а также положения женщин в обществе