СУБКУЛЬТУРА
СУБКУЛЬТУРА
некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (-> культура 1).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Субкультура
система норм и ценностей, Отличающая культуру определенной социальной группы от культуры большинства общества, вследствие чего в обществе возможны конфликты в сфере культуры.
СУБКУЛЬТУРА
культура отдельной, хорошо организованной части общества, включающей (разделяющей) специфические ценности, нормы, традиции, обычаи. См. норма социальная, традиция, обычай, ценности.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
субкультура
Субгруппа в пределах культуры, которая обладает отличающимися поведенческими, материальными и/или идеологическими атрибутами, но не может существовать независимо от всего общества (например, этнические меньшинства или кланы, профессиональные гильдии, религиозные секты, тайные общества).
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
СУБКУЛЬТУРА
Культура четко определенной части внутри большего общества. Считается, что она отражает доминирующие культурные модели большего общества, но имеет, кроме того, специальные, отличные от общей культуры ценности, нормы и обычаи. Этот термин имеет тенденцию использоваться Довольно субъективно, так как фактически невозможно определить, насколько различными должны быть эти культурные модели для того, чтобы можно было применять это название. Некоторые авторы ограничивают его употребление большими, идентифицируемыми этническими или религиозными труппами, но другие используют его в отношении сегментов общества, не обладающих внутренней целостностью.
СУБКУЛЬТУРА
часть ценностей, которые разделяет меньшинство членов организации. При наличии соответствующего потенциала у С. развиваются новые нормы и образы поведения либо признаются весомыми иные, отличные от тех, которые приветствуются в рамках доминирующей культуры. Обычно С. – следствие времени, опыта, проблем, которые требуют конкретного решения. Каждая неформальная группа в рамках организации имеет свою культуру, которая по отношению к организационной культуре является С. Несмотря на то, что неформальные группы создаются не по воле руководства, они являются влиятельной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и оказывать благоприятное/неблагоприятное воздействие на культуру организации и реализацию деятельности. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать, поэтому можно говорить и о пересечении, взаимодополняемости их культур. С. могут ослабить сплоченность, целостность организации, если они находятся в конфликте с доминирующей культурой. И действительно, некоторые неформальные группы, в которых формируются С., могут вести себя непродуктивно, так, что это будет мешать достижению формальных целей. Но так происходит далеко не всегда. С., сформированные в неформальных группах, могут способствовать их сплочению, более быстрому решению создавшихся проблем, улучшению психологического климата. Организационная культура становится более очевидной, когда С. конфликтуют и приписывают стереотипические характеристики друг другу. Описание одной группы др. и их конфликты могут дать богатую информацию о культуре и об ее С.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Субкультура
1. культура четко определенной социальной группы внутри определенного общества, то есть некая часть, разновидность культуры вообще. Субкультура, как считается, в целом отражает культурные модели большого общества, но в то же время она вырабатывает свои собственные ценности, убеждения, нормы и обычаи. Некоторые авторы ограничивают употребление термина большими, идентифицируемые как социальные, этнические или религиозные группы населения, другие используют его также в отношении таких фрагментов или частей общества, которые не обладают внутренней целостностью. Субкультура исследуется с точки зрения этноса, класса, девиации, при этом различаются молодежная и даже детская субкультура. Например, молодежными субкультурами Англии в конце 20 века были «геды», «модисты», «рокеры» и «панки» (Коэн, 1971). Предполагалось, что субкультуры служат в целях «магического решения» проблем молодых людей из рабочей, пауперизированный среды, а также средством установления как индивидуальной, так и групповой идентичности, хотя они и различаются одна от другой по языку, одежде, музыке, танцам и поведению. Некоторые субкультуры формируются под влиянием психического, поведенческого расстройства, другие служат инструментом или источником антисоциальной активности. Это, например, наркоманическая субкультура, субкультура преступного мира, развращающая подростков субкультура «звезд» шоу-бизнеса, субкультура «золотой молодежи», субкультура чиновничьей среды. В настоящее время в некоторых исследованиях анализируется более сотни субкультур разного типа, сообщается о недавнем появлении «субкультуры колдунов», указывающей на известную степень консолидации современных чародеев, стремящихся к объединению и усилению своего влияния на население; 2. субтропическое растение.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СУБКУЛЬТУРА
СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE– автономные культурные образцы, тесно связанные с доминирующей культурой, но в то же время отличающиеся от нее; социокультурная группа, обладающая С., может определяться как общность людей, которая имеет отличительные культурные особенности, выделяющие ее среди других общностей. Единой системы взглядов на феномен С. не существует, а имеющееся многообразие можно представить следующими подходами: системно-динамическим (С. как сложная система, претерпевающая фазовые преобразования); синергетическим (взаимодействия С. как хаотически разворачивающийся процесс, в котором одни С. усиливаются, а другие угасают); информационным (С. как сочетание социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ влияют на этот процесс); генетическим (отождествление С. (и системы духовных ценностей) с набором генов); иерархическим (культура как организованная система, в которой культуры высшего уровня развиваются по законам, отличным от законов нижнего уровня); экологическим (субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде); эпидемиологическим (формирование С. подобно распространению инфекционной болезни (возбудитель– социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду)). С. иногда трактуют как контркультуру– совокупность негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры либо систематически противостоящей доминирующей. Это взаимодействие в культурном пространстве служит как источником обновления, так и деградации культуры. Выделяют следующие признаки С.: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как системы норм, процедурное знание (навыки, умения, методы), потребности и склонности. Классификации С. условны в силу сложности нахождения универсального основания для их разделения. Следует типологизировать не сами С., а социальные группы, их образующие, сначала определяя признаки, причины и закономерности образования и функционирование С., а уже потом обращаться к типологизации. Исследование С. преимущественно связано с методологией феноменологического и социального толка. Известностью пользуются две исследовательские стратегии. 1. Реконструктивная– ориентированная на воспроизведение мировоззрения и картины мира представителей определенной группы. В рамках стратегии можно выделить два направления: сциентизм (основан на признании сходства механизмов мышления людей; жизненный мир членов С. можно представить как совокупность знаний, развивающихся по законам научного мира) и экзистенциализм (индивидуальный жизненный мир членов С. реконструируется, исходя не из знаний, а из эмоциональных переживаний). 2. Инструктивная– изучает правила и социальные формы (типичные образцы социального поведения членов группы), позволяющие стать членом данной С. Данная стратегия основана на положении, что многие С. не обладают «мировоззренческими» текстами, и включение в группу связано с соблюдением определенных правил поведения. А. С. Солодухо, Г. А. Фофанова