Субъект деятельности

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъект деятельности
человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Субъект деятельности
(от лат. subjektum — «подлежащее») — индивид как носитель сознания и активности, обладающий способностью к деятельности. Данное понятие широко использовалось Б. Г. Ананьевым при разработке системы человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. По своему содержанию оно занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность», поскольку соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве С. д., то вряд ли он мог рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможно без деятельности. Главная черта человека как субъекта, отличающая его от остальной живой природы, — сознание и деятельность.
Литература
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Поскольку деятельность была определена как реально-практическая, предъявляющая требования к личности, соответствующие ее нормам, режимам, профессиональной специфике и т. д., то личность должна разрешить противоречия между своими притязаниями, способностями, индивидуальностью и профессиональными требованиями. Разрешение этих противоречий позволяет говорить о ее качестве как С д. Чтобы стать С.д., личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности. С.д. в акмеологии - это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы.
Субъект структурирует деятельность, согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию.
С.д. характеризуется активностью, имеющей две формы - инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения.
С.д. присущи две основные функции - организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей.
Для акмеологического понимания С.д. существенны характеристики субъекта как профессионала - профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной - ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности).
Важнейшим в акмеологическом определении С.д. является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность.
Развитие личности и совершенствование С.д. взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия - наличие и конструктивное использование опыта, развитие социального и профессионального мышления, рефлексия своего способа деятельности, и акмеологическая поддержка (в ее самых различных формах и степенях).

Источник: Акмеологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
199.73 кб

О субъекте профессиональной деятельности

Пучкова Ирина Михайловна
В статье приведен краткий анализ подходов к изучению деятельности, определяющих значимость рассмотрения субъекта профессиональной деятельности.
Читать PDF
2.00 мб

Тематизации субъекта научной деятельности

Шиповая Л.В.
The author argues that research agent is a valid subject of philosophy of science and uses the phenomenological approach to consider this question.
Читать PDF
334.44 кб

О субъектности субъекта учебной деятельности

Левина Ирина Леонидовна
Категории «субъект» и «субъектность» могут быть рассматриваемы только на междисциплинарном уровне.
Читать PDF
5.53 мб

Спортсмен как субъект спортивной деятельности

Небытова Л. А.
В статье рассмотрена необходимость перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к отношению к нему как субъекту деятельности.
Читать PDF
114.67 кб

Человек как субъект экономической деятельности

Морозюк Светлана Николаевна, Морозюк Юрий Витальевич
Проблема человека в экономической науке до сих пор остается актуальной, хотя до сих пор редко освещаемой в научных исследованиях и публикациях. В экономической теории человек рассматривается двояко.
Читать PDF
112.50 кб

Характеристика субъекта лидерской деятельности

Первитская А.М.
Статья посвящена проблеме лидерской деятельности, а, именно, характеристике лидера как субъекта деятельности. Дана сравнительная характеристика лидера как субъекта потенциальной и актуальной лидерской деятельности.
Читать PDF
1.29 мб

Учитель как субъект педагогической деятельности

Бахрамова Гульмира Абдурасуловна, Арзымбетова Шолпан Жаксылыковна, Алимова Кунзуз Шайыповна, Естаева Алия Онласбековна
В статье личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры училя раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта.
Читать PDF
212.62 кб

Как рождается субъект педагогической деятельности

Хлыстова Нина Владимировна
В данной статье описывается модель научно-методической работы школы по формированию субъекта собственной педагогической деятельности, базирующейся на принципах вариативности, выборности, ответственности, учитывающей возможности и
Читать PDF
3.08 мб

Проблема субъекта правоохранительной деятельности

С.Ю.Поярков
Читать PDF
90.82 кб

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА ТРУДА

Крамаренко Игорь Васильевич
Статья посвящена исследованию профессиональной деятельности группового субъекта труда.
Читать PDF
208.12 кб

Субъект принятия решений: становление и деятельность

Сорина Галина Вениаминовна, Виноградов Максим Викторович
В статье, с одной стороны, прослеживается эволюция взглядов на трактовку субъекта в историко-философском контексте, с другой — анализируется субъект принятия решений в контекстах теории принятия решений и теории сетей.
Читать PDF
141.70 кб

Игра: субъект или объект художественной деятельности?

Лосинская А.Ю.
В статье анализируется игра как универсалия культуры с точки зрения философской категории игрового начала.
Читать PDF
887.14 кб

О природе субъективного в деятельности мозга человека

Юматов Евгений Антонович
В статье рассматриваются вопросы происхождения внутреннего субъективного, духовного мира человека, которое остаётся одной величайших загадок природы.
Читать PDF
260.57 кб

Проблема совместимости субъектов учебной деятельности

Балуева Ю. А.
Читать PDF
91.25 кб

Состояние субъективности в сфере трудовой деятельности

Арямова Т. В.

Похожие термины:

  • Субъектно-деятельностный подход

    современное направление в отечественной психологии, в котором особое внимание уделяется феномену субъектности, его особенностям в разных формах деятельности.
  • Субъект образовательной деятельности

    обучающийся, принимающий цели образовательной программы (учебной дисциплины) и умеющий их достигат, планируя и регулируя собственную образовательную деятельность.