СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ
STRUCTURAL THEORY)
Теория функционирования психики, выдвинутая Фрейдом в 1923 году, где он предлагает сгруппировать сихические процессы в три системы – Ид, Эго и Суперэго – в соответствии с их функциями во время конфликта и адаптации. Эти системы приходится именовать структурами из-за их относительной устойчивости и низкой скорости перемен в них, постоянства их целей и последовательности в способах их деятельности.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ
концептуальные представления о функционировании психического аппарата и взаимодействии психических структур.
   В рамках психоанализа структурная теория была предложена З. Фрейдом в работе «Я и Оно» (1923). Она служила дополнением к топическим, динамическим и экономическим представлениям основателя психоанализа об организации и функционировании психического аппарата.
   Согласно этой теории, психический аппарат представляет собой систему взаимосвязанных между собой структурных образований, названных З. Фрейдом Оно, Я и Сверх-Я. Психическое Оно – неузнаваемое и бессознательное, на котором поверхностно покоится Я, являющееся измененной частью Оно. Если Оно содержит страсти, то Я олицетворяет собой рассудок и осмотрительность. Внутри самого Я образуется Сверх-Я, отображающее значительные черты развития индивида и развития вида. Сверх-Я – наследник эдипова комплекса, репрезентирующий отношения человека к родителям, выступающий в качестве совести и включающий в себя бессознательное чувство вины. По словам З. Фрейда, «такое бессознательное чувство вины экономически играет решающую роль в большом числе неврозов и сильнейшим образом препятствует лечению».
   Структурная теория с ее делением психического аппарата на Оно, Я и Сверх-Я способствовала более глубокому, по сравнению с топической моделью психики, пониманию динамических соотношений психической жизни. Оказалось, что Я испытывает давление не только со стороны бессознательных влечений Оно, но и со стороны карающей совести Сверх-Я. «Ему удается подавить только самые грубые действия обоих, и результатом является прежде всего бесконечное терзание самого себя и дальнейшее систематическое терзание объекта, где таковой доступен». Более того, Я становится своего рода несчастным существом, страдающим от угроз со стороны трех опасностей – от внешнего мира, либидо Оно и суровости Сверх-Я. Ввиду этих угроз Я представляет собой очаг боязни, тройственного страха, соответствующего трем опасностям. В нем возникает реальный страх, вызванный опасностью со стороны внешнего мира, страх совести, как угроза от Сверх-Я, и невротический страх, порождаемый угрозой, исходящей от бессознательных влечений Оно.
   В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что предложенная им структурная теория позволила направить внимание психоаналитиков с вытесненного на вытесняющее. Предметом исследовательского и клинического интереса стало не столько Оно, то есть вытесненное бессознательное, которому уделялось особое внимание до введения структурной теории, сколько Я, то есть та психическая инстанция, которая осуществляет вытеснение. Клинический материал и исследования Я показали, что Я расчленимо, в нем может обособляться и принимать самостоятельное существование инстанция Сверх-Я, которая может преследовать собственные намерения и обладать энергией, оказывающей воздействие на мышление и поведение человека. Сверх-Я не просто персонифицирует совесть, идентификацию человека с родителями и другими людьми, но в значительной степени определяет структурное соотношение в функционировании психики. Если до введения структурной теории вытеснение рассматривалось с точки зрения его осуществления со стороны Я, то теперь стало очевидным, что оно является делом Сверх-Я. Вытеснение исходит от Сверх-Я и осуществляется или им самим, или Я, но по его поручению. Отсюда вытекало положение, согласно которому Сверх-Я и сознательное, вытесненное и бессознательное не совпадают друг с другом. В конечном счете основатель психоанализа пришел к мысли, что «значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно являются бессознательными».
   Благодаря структурной теории психоаналитическое понимание внутрипсихических конфликтов, с одной стороны, выявило сложные зависимости функционирования психики, а с другой стороны, способствовало прояснению направленности аналитической терапии. Терапевтические усилия психоанализа стали сосредоточиваться не просто на стремлении оказать помощь пациенту путем его осознания бессознательного, а на укреплении его Я посредством как освоения новых частей Оно, так и перестройки организации Я в плане его большей независимости от Сверх-Я.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ (STRUCTURAL THEORY)

Попытка объяснить с помощью определенной модели устойчивость, организацию и взаимодействие отдельных, то есть относительно стабильных и функционирующих определенным образом, частей психического аппарата. Наиболее известной является трехкомпонентноя модель, предложенная Фрейдом в 1923 году, хотя его более раннюю топографическую теорию, ровно как и конструкции других аналитиков, также можно рассматривать как структурные.
Трехкомпонентная теория была разработана Фрейдом из-за несоответствия и ограниченности топографической модели при объяснении некоторых клинических данных. До 1923 года интрапсихический конфликт понимался как несогласованность между сознательной частью психики, включающей в себя силы вытеснения и моральные запреты, и бессознательным, куда помещаются отраженные инстинктивные влечения. Обнаружив, что психическая защита от влечений также действует бессознательно и что бессознательное чувство вины проявляется в различных клинических состояниях (негативная терапевтическая реакция, меланхолия, невроз навязчивых состояний и определенное преступное поведение), Фрейд представил новую теорию, призванную объяснить, каким образом психика функционирует в ситуации конфликта с инстинктивными влечениями. В соответствии с этой второй структурной теорией, рассматриваемой в настоящее время как наиболее эвристическая, психику (психический аппарат) можно подразделить но три составные части (системы или структуры) с относительно устойчивой и прочной мотивационной конфигурацией. Эти части были названы Я, Оно и Сверх-Я. Необходимо отметить, что структурная теория не является попыткой материализовать или персонифицировать эти структуры, не имеющие ни материальной формы, ни определенного месторасположения.
Оно состоит из психических репрезентантов обоих инстинктивных влечений, либидо и агрессию, и отображает направленные на поиск удовольствия мотивы психической жизни индивида. Структура Я, развивающаяся, как полагал Фрейд, из системы Оно, является более интегрированной и организованной. Я регулирует проявление влечений, противостоит им и является посредником между ними и требованиями внешнего мира. На основе Я развиваются компромиссные образования в виде симптомов, фантазий, сновидений, действий и черт характера. Функции Я могут использоваться для облегчения процессов удовлетворения желаний и нужд Оно. Если желания становятся неприемлемыми для Сверх-Я либо слишком опасным для Я, функции Я могут принимать форму механизмов защиты. Одной из таких функций, инициирующих формирование защиты, является сигнальная тревога (Freud, 1926).
Фрейд полагал, что с разрешением эдипова комплекса в качестве части Я формируется третья составная психического аппарата, которую он назвал Сверх-Я, представляющее собой интернализацию родительских установок и ценностей в виде совести, призванной контролировать сексуальные и агрессивные влечения эдиповой фазы. Хотя в системе Сверх-Я присутствуют элементы доэдиповой и послеэдиповой фаз, основной вклад в нее вносит эдипов период. Таким образом, структурная теория описывает состояния психики после разрешения эдипово комплекса.
Некоторые теоретики полагают, что структурную теорию следует приравнять к структурам трехкомпонентной модели. По их мнению, ранние особенности развития психики трансформируются под влиянием переживаний эдиповой фазы и поэтому в зрелом возрасте не проявляются. Исходя из этого, становится понятным, что анализ прежде всего должен касаться психопатологических нарушений, концентрирующихся вокруг эдиповой фазы. Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой главной задачей анализа является раскрытие механизмов, регулирующих взаимодействия и напряженность, возникающие при устойчивых предневротических симптоматических и поведенческих проявлениях ранних детских переживаний, а также задержек, искажений и примитивных остатков, пробивающихся сквозь сложные характерологические образования. Широкий круг психоаналитиков проявил большой клинический интерес к нарциссическим состояниям и феноменам, связанным с процессами сепарации-индивидуации, что привело к разработке иных моделей психики, учитывающих подобный аналитический опыт. Однако для большинства современных аналитиков трехкомпонентная модель остается наиболее приемлемой парадигмой для формулировки и применения психоаналитической теории, поскольку она хорошо объясняет интрапсихические конфликты и пригодна для расширения и ассимиляции новых наблюдений и перспектив.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.12 кб

Структурные основания теории озарения

Юткин Валерий Александрович
Рассматривается проблема, определяемая отсутствием не только теории творческого процесса в его всеобщих закономерностях, но и постоянной апелляцией к иррациональному характеру решения исследовательских задач, связываемых традицион
Читать PDF
349.73 кб

Структурно-демографическая теория и украинский кризис

Золотарев Антон Юрьевич
В данной статье рассматриваются ключевые положения структурно-демографической теории Дж. Голдстоуна и П. Турчина и ее приложение для создания объяснительной модели украинского кризиса, начавшегося в 2014 г.
Читать PDF
217.68 кб

Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний

Косихина О.С.
Читать PDF
141.99 кб

Системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности

Абакумова Ирина В., Рядинская Евгения Н., Голубова Вера М.
В данной статье представлен системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности, раскрывающий основные методологические подходы к определению сущности изменений личности.
Читать PDF
348.16 кб

Теоретическое исследование структурных компонентов харизматической личности

Филь Т. А.
В данной статье представлен теоретический анализ категории «харизматическая личность».
Читать PDF
1.61 мб

Структурная модель профессионализма руководителя в рамках теории управления

Нечаев Владимир Иванович, Нечаев Юрий Владимирович
Выполнен краткий обзор литературы по проблеме управленческого профессионализма. Проанализированы достоинства и недостатки определений и структурных моделей профессионализма в целом и профессионализма руководителя в частности.
Читать PDF
350.23 кб

Теоретические и клинические аспекты структурно-резонансной электромагнитной терапии

О.П. Кузовлев
Читать PDF
356.83 кб

Теория общественного договора, структурно-функциональная эволюция концепции в XX веке

Дружба Ольга Владимировна, Орехова Лариса Георгиевна, Угленко Ярослав Эдуардович
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к пониманию теории общественного договора, возникших в XX веке, а также изучению структурно-функциональной эволюции, обусловившей существующий трансдисциплинарный дискурс концепци
Читать PDF
303.63 кб

Теоретико-методологические истоки теорий системного структурно-функционального анализа

Смирнов М. М.
В статье исследуются истоки теорий системного структурно-функционального анализа.
Читать PDF
421.31 кб

Идеологема как структурная единица анализа теоретических аспектов гражданского воспитания

Макеева Ирина Александровна
Рассматриваются теоретические аспекты гражданского воспитания как научной категории на основе анализа научно-педагогических взглядов, представленных в значительном временном диапазоне.
Читать PDF
222.75 кб

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРЕДИКТОРОВ СТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ ПАРТИЦИПАЦИИ

Лученкова Марина Анатольевна, Шустова Наталья Евгеньевна, Карина Ольга Витальевна
В статье акцентируется внимание на проблеме партиципации в современном обществе. Особое внимание уделено вопросу интерпретации понятия «партиципация».
Читать PDF
1.01 мб

Оптимизация автоматизированного обучения летного состава на основе структурной теории знаний

Айдаркин Дмитрий Викторович
Рассматривается возможность применения структурной теории знаний (Knowledge Space Theory) в ходе разработки автоматизированных систем, используемых для профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации.
Читать PDF
5.69 мб

Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов

Булгаков В.В.
Целью исследования является разработка структурно-методической модели организации обучения, проведения тестирования и контроля теоретических знаний курсантов, с учетом особенностей организации учебного процесса в ведомственном ВУЗ
Читать PDF
691.74 кб

Деформационные соотношения дискретно-структурной теории многослойных оболочек высокого порядка

Куликов Геннадий Михайлович
Обсуждается дискретно-структурная теория многослойных оболочек, подверженных большим перемещениям и произвольно большим поворотам.
Читать PDF
281.21 кб

Значение лимфангиона как структурно-функциональной единицы в новой теории структуры и функции лимфат

Борисов А.В., Бубнова Н.А., Борисова Р.П.
Опубликованы новые взгляды на конституцию и функцию лимфатической системы.

Похожие термины:

  • Структурная теория научения

    structural learning theory) С. т. н. представляет собой естественное расширение более ранних исслед., обеспечивающее объединяющую теорет. основу для рассмотрения взаимодействий между отдельными учениками (learn