Структура
устойчивая связь и взаимовлияние элементов в контексте какого-либо целого, к которому они относятся.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
СТРУКТУРА (STRUCTURE)
в модели эго-состояний) классификация поведения, чувств и переживаний человека с помощью эго-состояний.
Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996
СТРУКТУРА
от лат. struktura] - взаиморасположение и связь составных частей чего-л.; строение чего-л. (см., напр., Структура движения)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
СТРУКТУРА
лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
СТРУКТУРА
STRUCTURE)
Термин, применяемый для описания медленно изменяющейся и развивающейся, относительно устойчивой системы, какими являются, например, Эго или Суперэго в структурной теории.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
СТРУКТУРА
строение или внутреннее устройство какого-либо сложного объекта. В специальном значении С.-это внутреннее строение, состав сложного психологического явления, например образа или памяти. См. структурализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
СТРУКТУРА
объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязи друг с другом и с целым. Важно подчеркнуть, что "в структурах число и особенности подструктур зависят от свойства объекта, взятого как целостность, и не зависят от познающего их субъекта. Он может только правильно или ошибочно, полно или неполно познать их".
Источник: Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности.1966
СТРУКТУРА
совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, – например, при изменении состава элементов.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.
СТРУКТУРА
совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, определяющих ее строение и качественное своеобразие. Пока эти связи и отношения сохраняются, система не претерпевает сущностных преобразований; именно они обусловливают упорядоченный, закономерный характер ее функционирования и развития. Преобразование или разрушение С. ведет к качественным преобразованиям или гибели системы.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Структура
это устойчивость, инвариантность; внутренняя организация; совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношении, элементов, компонентов, определяющих качество данной системы. Система как таковая может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры и приводит к потере системой ее системных качеств, т. е. к необратимому разрушению самой системы.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
Структура
лат. structura) – 1. свободное значение – определенная конфигурация составных частей чего-либо (предмета, органа, группы, высказывания, выразительного акта и др.). Приблизительные синонимы: Гештальт, система, организация; 2. любая сложная система, которая рассматривается как некое единое целое. Например, «структура образа», «структура науки», структура интеллекта ( в частности, по Айзенку, Гарднеру, Стернбергу, Спирмену, Торренсу).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Структура
построение, строй; строение какого-либо сложного целого; принцип и законы объединения отдельных элементов в единое целое; соотношение частей с целым и между собой. (12.1, 168) Сущность этого закона (закона структуры) заключается в том, что все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав. Такое целое, которое определяет свойства и значение своих частей, психологи называют структурой. (9.1, 39) Объяснение запоминанию «раз и навсегда» некоторые психологи находят в законе структуры. Обезьяна открывает структуру, которой подчинена данная ситуация, и, открывши эту структуру, она уже правильно находит место и значение каждой отдельной части в подобной ситуации даже при измененных обстоятельствах (9.1, 52) структура как целое оказывается широко независимой от изменения ее отдельных частей. (32.1, 20) Если явления А, В, С однажды или много раз действовали как члены одной структуры и если одно из них выступает именно в качестве такого члена, – оно имеет тенденцию более или менее воспроизвести и всю остальную структуру. (32.1, 25) См. Восприятие, Поведение
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004
СТРУКТУРА
1. Организованная, оформленная, относительно устойчивая конфигурация. Этот термин, конечно, один из наиболее свободно используемых во всей психологии, и он употребляется относительно чисто физических (структура стимула), биологических (мозговая структура), психических (структура памяти), социальных (структура группы), абстрактных (лингвистическая структура) и т.д. структур. Обычно этот термин используется всякий раз, когда автор хочет передать представление о том, что характеризуемое явление рассматривается как целое, имеющее присущую ему организацию, и что эта организация фактически один из наиболее значимых его аспектов. Часто термин структура используется так, как будто автор имеет в виду, что он является антонимом терминов функция, процесс или даже поведение. Трудность здесь заключается в том, что в большинстве случаев функциональные, поведенческие процессы сами имеют структуру, в которой они также организованы, оформлены и относительно устойчивы. Приблизительными синонимами являются конфигурация, Гештальт, организация, система; см. каждую из этих статей. 2. Любая сложная система, которая рассматривается с точки зрения целого, например структура науки. Этот способ употребления отражает представление о том, что структура существует только тогда, когда рассматривается множество.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
СТРУКТУРА
от лат. structura – строение, расположение, порядок) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как совокупность элементов, ее составляющих, обеспечивающая целостность системы, ее тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Существуют и др., более сложные подходы к пониманию С. Однако на нынешнем этапе развития отечественной конфликтологии их применение к анализу конфликтов, скорее всего, будут преждевременным. С. характеризует статическую составляющую системы. Все тела, объекты системы обладают С. Психологические явления и психика в целом также имеют свою С. Благодаря многообразию структурных уровней материи каждая материальная система является полиструктурной. С. системы более устойчива к изменениям, чем ее отдельные свойства. Однако когда количественные изменения системы выходят за границы меры и приводят к качественным переменам, последние всегда связаны с изменением С. Свойства всей системы не м. б. сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. В то же время, свойства элементов в рамках С. обычно отличаются от свойств элементов в случае их существования в виде обособленных объектов. Установлено, что гармоническое сочетание принципов связи, подчинения и автономности элементов в С. в конечном счете способствует наиболее эффективному развитию и функционированию любых сложноорганизованных систем (Г. И. Рузавин, 2001). С. является объектом системно-структурного анализа исследуемого явления.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
СТРУКТУРА
совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы {-> принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, - например, при изменениях состава элементов.
Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (-> перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в гештальт-психологии.
В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно:
1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы психические;
2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных;
3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими отношениями.
Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры, причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СТРУКТУРА (STRUCTURE)
Сочетание устойчивых проявлений (мотивационных, защитных, контролирующих) психики человека, абстрагируемых от особенностей поведения и анализа интрапсихического содержания. Структура основывается на влиянии конституциональных данностей и факторов внешней среды, проявляющихся в разных фазах развития индивида. Структурные свойства формируются посредством идентификации в ранних отношениях, процессов научения, разрешения адаптивных конфликтов и т.д.
В зависимости от степени комплексности детерминации поведения теоретики по-разному определяли структуру как способы психической организации (в противоположность функциям), кок стабильные функции, как набор функций в едином целом, как упорядоченные паттерны стимулов, служащих адаптации, кок организацию целей и мотивов, как соотношение элементов в противоположность элементам как таковым и кок иерархию регуляторов поведения.
Предлагаемые определения структуры отличаются различными уровнями комплексности и зависят от теоретических взглядов авторов на проблему поведения человека. Так, например, в модели разрядки напряжения структура рассматривается в качестве системы каналов и ограничений; в модели влечения и защиты структура отождествляется с самой защитой; в трехкомпонентной модели в виде структуры выступают мотивации, в адаптивной модели - устойчивые функции; в рамках концепции объектных отношений структура представлена как продукт процессов идентификации; в теории научения - как паттерны поведения, приобретенного в процессе научения.
Структуру в широком понимании следует отличать от узкого определения структуры в рамках структурной теории, где предпринимается попытка описать состояния, возникающие после разрешения эдипово комплекса. Теоретики, занимающиеся вопросами развития, в качестве ранней точки отсчета, возвещающей о появлении устойчивого процесса интернализации, формирующего в течение всего жизненного цикла поведение индивида, ввели понятие сепарации-индивидуации.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Структура
взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство; структурный - относящийся к структуре, имеющий определенную структуру; связанный с изучением, изображением структуры чего-либо, например структурный анализ (С.с.и.с. - С.584); (от лат. строение, по рядок, связь) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура - «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью». В новой психологии - одно из гештальт-качеств (К.ф.Я -С.438-439). В диагностическом плане при анализе объектов диагноза понятие «структура» применялось ко многим образованиям, а не только к личности (структура мотивов, структура ориентации, структура представлений). Применяя термин «структура», мы всегда имели в виду устойчивое соотнесение между ее компонентами, причем структура предполагает горизонтальное расположение, когда все компоненты уравнены между собой, и вертикальную зависимость, когда каждый нижестоящий компонент зависит от вышестоящего. Первые структуры называются координацией, вторые - субординацией. Для рев пения общих задач системы уравненная координационная структур необходима была как подготовительный этап расформирования прежней структуры, не удовлетворяющей систему. Уравненные в силовом отношении компоненты давали основание и возможности перестановки и тем самым переструктурирования (разные сочетания компонентов). На втором этапе, если систему удовлетворял созданный конструкт, то он немедленно «обрастал» связями и иерархической зависимостью. В этом случае была гарантирована точная схема распределения зависимых друг от друга точек. Структура всегда обладает значительной устойчивостью, и поэтому для системы предсказуемость (прогностичность). Чем более жестко связана система, тем выше вероятность ее действий. Жесткость структуры поддерживается системой до тех пор, пока она исполняет свое предназначение.
Вся структура (расположение ее частей, компонентов, их пропорции, а также величины, теснота связей между компонентами) всегда контролируется системой (см. Система). От точности строения структуры зависит ее функция, т.е. исполнение (см. Функция). Мы рассматриваем в основном структуры на всех уровнях: структура качеств (их сочетание, величины и зависимости); структура и иерархия мотивов; структура ценностей (где определялись приоритетные ценности и второстепенные). Особо рассматривалась структура личности, где особенности расположения ее составляющих определяли и ее действенность, и ее прогностичность.
В структуру личности включены: - в сфере сознания - представления, ассоциации, понятия, символы, сигналы; в сфере эмоций - структура влечений, побуждений, потребностей; в сфере регуляционно-волевой - соподчиненность стимулов и реакций, точность действий, распределение действий и противодействий, соотнесенность препятствий с усилиями.
Отдельно в психолого-антропологическом пласте мы рассматриваем структуру опыта, структуру обеспечивающего порядок контроля и структуру включаемых механизмов (см. Механизм). В биологическом слое рассматривалась структура и взаиморас-положение основных нервных процессов (типы высшей нервной Деятельности) и основные законы ВНД (иррадиация, концентрация, взаимная индукция, доминанта). В социальной сфере (сфера личности) рассматривались указанные выше сферы сознания, воли и т.д. В психологической сфере рассматривались композиции, т.е. создаваемые индивидом особенности произвольного типа (произ-вольная структура креативного назначения).
Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.
СТРУКТУРА
аддитивность-суммация инвариантно-релевантных корреляций-ассимиляций между предикатами-связями-когеренциями-свойствами-элементами объекта-модели, кот. репродуцируют-обеспечивают, генерируют целостность-структурность-рациональность эквивалентность-адекватность объекта-модели самим себе; мультипредставления-мультиинтерпретации С. предполагают-дефиницируют модификацию-исследование-распознавание феноменов объекта-модели, как макросистемы-микросистемы, а наличие колоссально-грандиозного характера-модальности корреляций-когеренций-связей-схождений-аналогизаций-антитез-противоположностей-адаптаций в имманентной структуре модели-системы и ее субструктур и является-выступает как наличие мультифеноменов-мультиаффилиаций-мультиконстелляций внутри, в интромакроструктурах-интросубструктурах системы-модели-объекта; согласно нашим концепциям, матрицы-формы-конфигурации-абрисы структуры-модели-объекта могут быть ин-вариантными, ввиду различных полиметаболизаций-полиметаформаций, тогда как элементы-ингредиенты-свойства-предикаты, составляющие-аддитивирующие саму макроструктуру-макромодель, в зависимости от эволюционно-онтологическо-социальных процессов, постоянно трансформируются-видоизменяются-транстектонизируются, влияя т.о., на абрисы, коррелируемые-связанные с экстернально-интернальным планом модели-системы-объекта; в псих. как науке психические процессы, — с учетом того, что С. можно эксплицировать-интерпретировать как фундаментальные конститутивы-конструкты психики, — можно рассматривать, как постоянную трансформацию психоструктур, в зависимости от кондиций-условий онтоса, коммуникативных факторов, постоянную метаболизацию-трансреконструкцию отдельных элементов-свойств-образований-предикатов психоструктуры-психомодели на этапах-фазах перманентно-непрерывно меняющихся-интерполирующих психофункций-психопроцессов-психосостояний субъекта; структурная психология (С.п.) —это отрасль в психологии, направление, стор. кот. считают, что глубинные структуры психики, компоненты сознания и структурно-модельные отношения и корреляции между ними должны устанавливаться-радароизироваться-фиксироваться посредством тренингов интроспекции-самонаблюдения, причем, как считали Вундт, Титченер и др. иссл., глубинные структуры сознания претерпевая различные трансформации не могут быть иерархично-тектоничными и оказывать кардинально-базально-психическое влияние на психические функции, психические процессы-феномены; понимание структурно-социальных факторов психики субъекта учеными, придерживающимися этих концепций, почти игнорировалась, а структура сознания герменевтизировалась-трактовалась ими, как триада компонентов — ощущение — это, по их мнению, элементно-простой процесс, кот. обладает лишь временной длительностью, сукцессивной отчетливостью, интенсивностью-качественностью, а в структуру-модель сознания должны также входить-подсоединяться эйдетические модели-образы и элементарные чувства; предметно-объектная модальность перцептивных актов, стор. этого направления, практически, отрицалась, акты восприятия были соотносимы к ошибкам-гипостазам стимула-сигнала-агента, что т.о., способствовало фаллибилизму-гипостазу-фальсификации субъектом-испытуемым, своих же достоверно-переживаемых-испытываемых-фиксируемых ощущений, знаний-дефиниций-фихсаций — о вызвавшем-сгенерировавшем их экстеросигнале-экстероагенте, что, естественно, элиминировало актуально-базально-акцентуальные функции сознания и подсознания, феноменов бессознательного, связанных с конституированием-тектонизацией деятельности-активности.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.