Страхи детей

Найдено 1 определение
Страхи детей
children"s fears) Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая чел. или животное об опасности. Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, соц. и интеллектуальных функций. Психологи обычно различают два вида страхов: а) фобию (phobia) - сильный и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами, событиями или ситуациями; б) тревогу (anxiety) - смутное чувство беспокойства, опасения или обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник. Хотя мы не в состоянии точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии. Половые и возрастные различия. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исслед. мы не можем сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием др. факторов, таких как влияния половой роли. В ряде исслед. были установлены связанные с возрастом изменения в типе страхов, о к-рых сообщают дети. Аналитический обзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что по мере взросления детей их страхи, в целом, становятся а) более абстрактными и б) в большей мере антиципаторными, чем связанными с непосредственными происшествиями. Напр., по сравнению с младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и соц. отношения. Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физ. опоры и внезапные громкие звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения. Дошкольные годы и поступление в школу. К числу более распространенных страхов, к-рые развиваются в раннем детстве, относятся следующие страхи (перечислены в алфавитном порядке): воображаемых существ, таких как привидения и ведьмы; врачей и, отдельно, зубных врачей; высоты; животных и насекомых; монстров и школы, часто в связи с дистрессом отделения; смерти, часто в связи с дистрессом отделения; темноты, особенно во время засыпания; ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды. Среднее детство до наступления отрочества. В этом более позднем периоде детства частой темой, лежащей в основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, связываемая с преступниками и машинами, такими как автомобили и самолеты. Однако наиболее характерным для данного возрастного периода является растущее беспокойство в связи со школой, личной компетентностью и соц. отношениями - тревоги и волнения, сохраняющиеся и в отрочестве. Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это: 1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым "темпераментом". Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума яв-ся довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом. 2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха. 3. Мышление и воображение. Страхи могут яв-ся результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения. Терапия. Детям можно помочь преодолеть страхи до того, как они превратятся в серьезную проблему. В тех случаях, когда требуется терапевтическое вмешательство, существует два наиболее эффективных вида терапии, предназначенных для ослабления страха: контробусловливание и моделирование. При контробусловливании реакция страха замещается такими реакциями, как сохранение спокойствия, расслабление или проявление выдержки. Для этой цели используются методики классического обусловливания, в ходе к-рого пугающий объект постепенно связывается с приятными или нейтральными событиями. Терапевтическое моделирование - это процедура, в ходе к-рой ребенок наблюдает за др. людьми, вступающими во все более активное или близкое взаимодействие с пугающим объектом. См. также Эмоции, Страх, Страхи людей на разных этапах жизни Э. Серафино

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
647.26 кб

Страхи здоровых и больных детей

Темерева В. Ю.
Читать PDF
61.42 кб

Страхи у детей с онкопатологией

О.В. Сачук, В.Г. Поляков
Читать PDF
2.62 мб

Страхи у детей и их преодоление

Горьковая Ирина Алексеевна
Статья посвящена изучению страхов у детей, которые подразделяются на три группы: «инстинктивные» (страх смерти родных и себя, врачей, уколов и т. д.
Читать PDF
1.14 мб

К проблеме страхов детей дошкольного возраста

Погребицкая Ю.А.
Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы.
Читать PDF
193.21 кб

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей

Шелковникова Нэлля Игоревна
Перинатальный опыт рассматривается в статье как отражение подсознательных психических структур, преимущественно в правом полушарии, эмоционального состояния, пережитого ребенком при рождении.
Читать PDF
889.53 кб

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста

Едиханова Юлия Мансуровна, Багаева Лаура Артуровна
В статье рассматриваются понятие и виды страхов, а также представлены результаты исследования с учетом возрастных и гендерных особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
130.53 кб

Профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Масляная О. В.
Статья посвящена проблеме профилактики детских страхов, которая должна проводиться систематически и комплексно. В статье определены главные направления такой деятельности, задачи, методы и формы.
Читать PDF
731.96 кб

Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста

Хлыста Екатерина Андреевна
Статья посвящена изучению, анализу понятия страха и особенностям их возникновения у детей дошкольного возраста. Материал отличается целостностью и практичностью.
Читать PDF
2.24 мб

О страхах у детей с ограниченными возможностями и их коррекции

Хватова Марина Владимировна, Ледовская Жанна Александровна
The article contains experimental data obtained by the authors. The amount of fears in disabled children is twice as much than in average ones. Ways to overcome them are proposed.
Читать PDF
30.45 мб

Социальные страхи детей как предмет психологического исследования

Зайцева Ольга Юрьевна
В статье представлены результаты исследования социальных страхов детей 5-7 лет. Изучены аспекты формирования понятия социофобии и ее детерминант на ранних этапах онтогенеза.
Читать PDF
433.51 кб

Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста

Жулина Г.Н., Горобец А.С.
Статья посвящена изучению особенностей страхов младших школьников. Представлены результаты изучения видов, типов, уровней страхов младших школьников разного пола. Изучены представления младших школьников разного пола о страхах.
Читать PDF
237.58 кб

Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста

Акопян Любовь Суреновна
В статье анализируется содержание страхов слабослышащих детей младшего школьного возраста, приводятся результаты сравнительного анализа страхов слабослышащих детей с содержанием страхов детей нормы.
Читать PDF
249.68 кб

Социально-психологический анализ страхов у русских и турецких детей

Сахарова Ксения Сергеевна, Абдусселам Олгун, Константинов Всеволод Валентинович
В современных условиях развития системы образования в Российской Федерации и в Турции исследование страхов детей остается весьма актуальной для психологической науки задачей. Детям ХХI в.
Читать PDF
250.84 кб

Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции

Ковалевская А.А.
В статье рассмотрена проблема страхов в теоретической и прикладной психологии.
Читать PDF
186.22 кб

Оптимистический взгляд на проблему страхов у умственно отсталых детей

Похожие термины:

  • ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ

    Данным кодом обозначается психопатологически неоднородная группа. Это прежде всего состояние безотчетного страха, возникающее преимущественно в ночное время, особенно при внезапном пробуждени