Стимул

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Стимул
цель, которая дает мотивацию.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

Стимул (stimulus)
Событие, которое запускает специфическое поведение или управляет им. )

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

СТИМУЛ (STIMULUS)
начало коммуникации в какой-то отдельной трансакции (ответом на которую является реакция).

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

Стимул
это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

СТИМУЛ
побуждение к действию; внешняя или внутренняя причина поведенческого акта; то, что активизирует и поддерживает деятельность.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

стимул

(от лат. stimulus – погонялка) – побуждение к действию, толчек, побудительная причина.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СТИМУЛ
воздействие, обуславливающее динамику психических состояний инвалидов (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

СТИМУЛ
от лат. stimulus - букв. остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало] - побуждение к действию, побудительная причина

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

СТИМУЛ
внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Стимул
(лат. stimulus остроконечная палка, которой погоняли животных) — побуждение к действию. У животного вырабатывалась определенная реакция на данный стимул.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Стимул
вопрос или утверждение, адресованные потенциальному лжецу с целью увидеть и услышать сигналы, которые могут быть расценены как признаки преднамеренного обмана.

Источник: Я знаю когда ты лжешь! Глоссарий. 2017 г.

СТИМУЛ
(от лат. – острая палка, которой подгоняют быка) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, в относительно короткий срок активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СТИМУЛ
лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Стимул
1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор). 2. Физическая энергия и информация, на которую реагирует сенсорная система в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой (Дж. Гибсон).

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Стимул
от лат. - остроконечная палка, которой погоняли животных) - средство воздействия/влияния для побуждения к действиям, определенно¬му поведению. То есть стимулы - это внешние побудители (относительно «человека работающего», групп, коллективов) в труде, деятельности, ра¬боте.

Источник: Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. 2003

СТИМУЛ
англ. stimulus).
1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
2. Проксимальный С. (термин Дж. Гибсона) - физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СТИМУЛ
(лат. stimulus — палка для погоняния) — внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое ими в формах психической реакции или мотива. Различными личностями и группами один и тот же С. может отражаться как различные мотивы, а различные С.— как одинаковые мотивы. То же и в отношении психических реакций.
Синонимы — отражаемое, раздражитель.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Стимул
Термин с трудом поддается определению, хотя и является центральным в области научной психологии. Стимулы обычно имеют следующие характеристики: - Обладают физической реальностью (например, звуки или запахи). - Могут стимулировать органы чувств воспринимающего организма. - Должны вызывать некую реакцию организма. - Имеют преимущественно внешнее происхождение, но могут, в определенных пределах, возникать в самом организме. Среди стимулов, удовлетворяющих этим критериям, можно назвать события в окружающей среде (тепло или шум) и телесные ощущения (боль или дискомфорт).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

СТИМУЛ
воздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.
В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям - двигательные ответы организма.
В действительности стимул - это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и пр. Стимул не тождествен мотиву, хотя иногда может превращаться в него.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СТИМУЛ
это физический агент-раздражитель-сигнал, кот. воздействует на органы чувств, в частности, на рецепторы; это и биологическо-физическо-вселенская энергия и информация -информмодели, на кот. реагируют сенсорные системы, — или же в интеграционно-нейропсихофизиологическом порядке, мультисенсорные системы в корреляции с функциями коры бол. пол. гол. мозга,—с процессами-функциями взаимодействия-взаимосвязи индивида с экстеросредой-социумом-полиобъектами экзистенции-онтологии (В.Юрчук); С. — это и воздействие, кот. детерминирует активацию психофизиологических функций, состояний субъекта, его мультиреакции в когеренции с другими психофизиологическими полидетерминантами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СТИМУЛ
1. Любой фактор (предмет, событие и т. п.), который оказывает определенное влияние на организм, изменяя его активность и происходящие в нем процессы. 2. Всякое событие или изменение в нем, которое, в свою очередь, изменяет психологическое состояние человека. 3. Любой достаточно сильный фактор, способный привести органы чувств человека в рабочее состояние. 4. Побуждение к действию, причина тех или иных поведенческих актов человека. 5. То, что активизирует деятельность, поддерживает ее на определенном уровне в дополнение к основному мотиву данной деятельности. 6. Сигнал к действию, инициатор или модификатор поведения. 7. Некоторое психическое или внутреннее для организма событие, которое изменяет его собственное состояние. 8. Внешний фактор, относящийся к окружающей обстановке и вызывающий в организме определенную реакцию на соответствующую обстановку. См. мотив, стимул аверсивный, стимул адекватный, стимул безусловный, стимул деградированный, стимул дистальный, стимул косумматорный, стимул неадекватный, стимул отрицательный, стимул переменный, стимул подпороговый, стимул проксимальный, стимул пусковой, стимул сенсорный, стимул сложный (стимул составной), стимул сохраняющийся, стимул структурированный, стимул условный, стимул целевой, стимул целевой частичный, стимул эффективный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Стимул
греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) – 1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель; 2. любое воздействие на рецепторную систему, достаточное для ее возбуждения; 3. сигнал к действию; 4. некоторое внутреннее событие, играющее роль побуждения к действию. В психопатологии, например, это императивная галлюцинация; 5. в бихевиоризме – обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время определенной реакции организма; 6. в психоанализе – согласно метапсихологии З.Фрейда, различаются внутренние и внешние стимулы. Внутренние стимулы рассматриваются как инстинктивные стимулы, приходящие изнутри организма и воздействующие на психический аппарат. Внешние стимулы представляются как сенсорные впечатления, получаемые из окружающей среды. Стимулы повышают напряжение, вызывают неудовольствие, которое ослабляется с помощью разрядки в соответствии с принципом удовольствия или принципом реальности. Термином стимульный барьер обозначается та часть психического аппарата, которая защищает Эго от чрезмерного возбуждения как со стороны внутренних, так и внешних стимулов. Предполагается, что травматические переживания разрушают стимульный барьер. Термином стимульный голод обозначается страстное желание возбуждения, поскольку считается, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его источники; 6. в этологии – сигнал особи (стимульный знак), который действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач рассматриваются как наиболее важные стимульные знаки у человека.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СТИМУЛ
от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция] и относящееся как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие С. тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между С. и реакцией понимались механически: к С. относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности С. в психологии — это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т. д. С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. В инженерной психологии С. часто употребляется в значении, близком к понятию сигнала. В этом плане говорят об одномерном (который изменяется только по одному параметру; напр., положение стрелки на шкале прибора) и многомерном (который изменяется по двум или более параметрам) С; рассматривают С. различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и др.); различают адекватный (соответствующий задаче или возможностям анализатора) и неадекватный (не соответствующий им) С. Часто используют понятие нервной модели С., под которой понимают отражение в нервной системе свойств действующего объекта (сигнала), а также понятие входного алфавита (алфавита С.) как алфавита сигналов, воспринимаемых оператором. Понятие С. изучается и используется также в психологии труда, которая участвует в решении задачи повышения уровня мотивации трудовой деятельности, от характера которой существенно зависит эффективность морального и материального стимулирования труда. Однако иногда здесь понятия мотив и С. отождествляют, хотя это не одно и то же. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, он же является внутренней силой поведения. С.— это внешнее воздействие. Действие С. опосредовано психикой человека. Поэтому он лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Поэтому важнейшей задачей психологии труда является изучение такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СТИМУЛ (S)
Попытки многих психологов дать точное определение этого термина оказались неудачными. Так как это основной термин в теоретическом направлении, которое, исторически, рассматривается как одно из наиболее объективных из порожденных психологией (см. теория стимула-реакции), можно было бы ожидать, что появится относительно однозначное определение этого термина или, по крайней мере, хотя бы общепринятый способ его употребления. Увы, ни того ни другого обнаружить не удалось. Однако среди различных значений и моделей употребления, приведенных ниже, можно выделить несколько общих моментов: (а) стимул должен характеризоваться, или в принципе иметь возможность характеризоваться, в физических терминах – призрак не может быть стимулом; (б) стимул должен находиться в диапазоне восприятия рассматриваемого организма – звуковой тон в 40 000 Гц может быть стимулом для летучей мыши, но не для человека; (в) стимул должен вызвать реакцию со стороны рецептора, или должен возбуждать или "стимулировать" некоторое действие или поведение организма и (г) стимул должен быть внешним, либо по отношению к самому организму, либо к некоторой внутренней, но ограниченной части организма. Помня об этих моментах, рассмотрим шесть наиболее распространенных значений этого термина, от наиболее общего до наиболее специфического. 1. Что-либо (то есть любое событие, любое происшествие, любое изменение в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее), что воздействует на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Хотя во всех следующих определениях содержится попытка ограничить область определения этого термина в той или иной степени, в конечном счете, это чрезвычайно всеобъемлющее определение представляет коннотативное значение, которое имеется у этого термина почти неизменно. Обратите, однако, внимание, что, как и термин реакция, он часто употребляется с уточняющими словами, которые вводятся для того, чтобы определить пределы применения этого термина. 2. Любое событие или изменение в событии, которое возбуждает организм или приводит его в состояние готовности. Это значение предпочитается некоторыми потому, что несет в себе первоначальный смысл термина стимуляция (2). 3. Любое изменение, достаточное для того, чтобы возбудить рецептор или рецепторную систему. Это значение чаще всего встречается в исследованиях сенсорных процессов и иногда в изучении восприятия. 4. Сигнал к действию. Здесь фокус определения приходится на роль стимула как сигнала или инициатора поведения. 5. Некоторое психическое или внутреннее событие, которое провоцирует или побуждает организм, побуждение. Это значение редко встречается в научных работах, но оно распространено в популярных текстах. 6. Обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время возникновения определенной реакции. Это определение предпочитается скиннеровскими бихевиористами, потому что акцент здесь делается на объективной, физической среде; например, см. различительный стимул, вызывающий стимул, подкрепляющий стимул – термины, которые отражают это значение. В заключение обратите внимание, что в любом или всех этих определениях имеется теоретически важный вопрос, который замалчивается. А именно какова связь между физическими характеристиками стимула в объективной форме и во внутреннем представлении этого стимула в организме? На этот вопрос нет простого ответа, но есть специализированные термины, значения которых отражают попытки найти этот ответ. Например, см. адекватный стимул, функциональный стимул, неадекватный стимул, закодированный стимул.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Стимул
stimulus) Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое. Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому. Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались. Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах-вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами. Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина - следствие (стимул - реакция) - это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин "стимул" так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула. Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием. Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием. Проксимальные стимулы - это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому - потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств. См. также Зрение, Слух С. X. Бартли

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
547.21 кб

Особенности дифференцирования стимул-объектов разной сложности у полезависимых и поленезависимых исп

Сукталиева Э.В.
В статье представлены результаты реализованного автором в 2016 г. айтрекерного исследования особенностей дифференцирования стимул-объектов разной сложности полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми.
Читать PDF
192.41 кб

2018.03.015. РАЗРУШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СТИМУЛ АКТИВАЦИИ НЕЙРОНОВ, АССОЦИИРОВАННЫХ С ЭМПАТИЕЙ /

Якимова Е.В.
Читать PDF
232.91 кб

Инфаркт миокарда стрессовый стимул воспалительных процессов

Чукаева И. И., Орлова Н. В., Евдокимов Ф. А., Алешкин В. А., Новикова Л. И., Крейнина М. В.
Читать PDF
4.22 мб

Успех как стимул учения в дидактике К. Д. Ушинского

Кондракова Светлана Олеговна
Читать PDF
112.81 кб

Информатизация образования мощный стимул повышения качества человеческого капитала

Анишин Евгений Владиславович
Читать PDF
843.43 кб

Инновационная деятельность мощный стимул развития субъектов образовательной среды

Михайлов Н. , Ситникова М.
Читать PDF
74.40 кб

Мода как стимул и соблазн потребления

Иконникова Светлана Николаевна
Мода как стимул и соблазн потребления оказывает влияние на социальные ориентации общества, выражает стремления личности к подражанию и обновлению, оригинальности и универсальности внешнего облика индивидуальных предпочтений.
Читать PDF
439.52 кб

Динамика толерантности в культуре: фильм Леонида Парфенова как стимул и отражение

Бурлина Елена Яковлевна
В статье ставится вопрос о влиянии художественных и медийных продуктов (кинофильм, историко-культурная публицистика и др.
Читать PDF
226.41 кб

Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики

Красноярова Ольга Валентиновна
В статье рассматривается феномен гражданской журналистики, ее влияние на профессиональную журналистику, описываются преимущества гражданской журналистики и угрозы, которые она несет.
Читать PDF
150.12 кб

Современные медиа: «Громоотвод» или «Стимул»?

Федоров А. В.
в статье рецензируется монография Г.Г. Поцепцова «Мерлин, Супермен и Гарри Поттер: конструирование нематериального в массовой культуре» (Киев, 2013).
Читать PDF
7.73 мб

Новые стандарты – стимул к развитию педагогического мастерства

Л. А. Михайлова
Читать PDF
144.09 кб

Трудовая пенсия в пенсионном законодательстве РФ: помощь государства или стимул для достойной работы

Клочкова Ю. А.
Читать PDF
423.71 кб

Есть ли стимул работать в российской науке?

Гвоздева Е. , Высоцкий Е.
Читать PDF
272.78 кб

Внешняя экспансия - стимул развития аптечного рынка

Широкова Ирина , Филиппова Ирина
Процессы консолидации на рынке аптечного ритейла, начавшись несколько лет назад, продолжают стремительно развиваться.
Читать PDF
255.84 кб

Дистанционное обучение "Запад Восток". Культурные и языковые различия: барьер или стимул успеха?

Бюе С. М.
Цель. Развитие компетентности и дистанционное обучение между медицинским персоналом Архангельской области и Северной Норвегии является важной частью сотрудничества, начатого в 1996 г.

Похожие термины: