способ осуществления, выполнения чего-либо, характерный совокупностью своеобразных приемов.
СТИЛЬ
СТИЛЬ
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
СТИЛО-
stylo-) - приставка, обозначающая шиловидный отросток височной кости. Например: шилососцсвидный (stylomastoid) - относящийся к шиловидному и сосцевидному отростку.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Стиль
греч. stylos – стерженек для письма) – 1. вообще – совокупность признаков, черт, приемов, отличающих какую-либо вещь, предмет на фоне аналогичных и образующих их суть; 2. общность изобразительных приемов в искусстве; 3. индивидуальное своеобразие в той или иной деятельности человека; 4. способ осуществления чего-либо, характер деятельности, работы и в их отличительных признаках; 5. совокупность признаков общественной жизни, активности в тот или иной период; 6. функциональная разновидность литературного языка; 6. построение речи в соответствии с нормами литературного языка, манера словесного изложения; 7. способ летоисчисления. С 14.02.1918 г. В России введен григорианский стиль летоисчисления (прибавление к прежней дате 13 суток).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Стиль
(греч. stylos — стержень, палочка для письма на восковой дощечке, манера письма) — универсальное понятие, означающее структурное единство образной системы и приемов выражения, сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, характеризующей своеобразие творчества художника, отдельного произведения, направления в искусстве. Понятие «стиль» служит связующим звеном в синтезе искусств, обнаруживая интегрирующую функцию (барроко, классицизм, романтизм). Современное понимание С. учитывает как исторический, так и теоретический его аспекты. Исторический аспект связан с характеристикой С. с точки зрения эволюции искусства. В этом смысле различают С. эпохи, исторического периода, С. направления, С. композитора, художника, архитектора, С. периода творчества: например, так называемый неоклассический период И. Стравинского, «голубой» период П. Пикассо. Теоретический аспект охватывает систему содержательно–языковых приемов, характеризующих определённую стилевую общность. В этом смысле С. принято рассматривать как единство содержательного смысла и его воплощения в категориях жанра, композиции, гармонии, ритма и других компонентов художественного языка. Определение устойчивых признаков С., отличающих ту или иную эпоху, школу или авторскую индивидуальность, является предпосылкой многообразных стилевых «диалогов» — таких, как стилизация, полистилистика. Цель и образный смысл этих явлений состоит в обращении к традиции, в воспроизведении исторического и национального колорита.
К основным признакам понятия «С.» можно отнести:
– целостность (С. формирует целостный образ личности, группы, художественной системы, произведения искусства, охватывая все вплоть до деталей);
– творческое открытие (инновация); характерность, узнаваемость (С. имеет такой момент своеобразия, который можно идентифицировать по константным признакам);
– индивидуальные качества, уникальность (С. это всегда индивидуальность, «демонстрация себя»; скрытая полемика (альтернатива). На психологическом уровне С. «свернут» на самых ярких, отличительных признаках (константах), не повторяющихся в других С.
Таким образом, проблема С. связана с понятием индивидуальности. С. художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над С. произведения. Развитое чувство С., т. е. способность идентифицировать С., определять уникальные стилевые особенности явлений, индивидуальные качества личности (имидж), проявлять индивидуальную стилистику в продуктах творческой деятельности — показатель высокого уровня развития эстетических креативных свойств личности. (Барышева Т. А.)
К основным признакам понятия «С.» можно отнести:
– целостность (С. формирует целостный образ личности, группы, художественной системы, произведения искусства, охватывая все вплоть до деталей);
– творческое открытие (инновация); характерность, узнаваемость (С. имеет такой момент своеобразия, который можно идентифицировать по константным признакам);
– индивидуальные качества, уникальность (С. это всегда индивидуальность, «демонстрация себя»; скрытая полемика (альтернатива). На психологическом уровне С. «свернут» на самых ярких, отличительных признаках (константах), не повторяющихся в других С.
Таким образом, проблема С. связана с понятием индивидуальности. С. художника является выражением его индивидуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над С. произведения. Развитое чувство С., т. е. способность идентифицировать С., определять уникальные стилевые особенности явлений, индивидуальные качества личности (имидж), проявлять индивидуальную стилистику в продуктах творческой деятельности — показатель высокого уровня развития эстетических креативных свойств личности. (Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
СТИЛЬ
подсистема языка, функциональная разновидность речевой практики со своим характерным словарем и фразеологическим фондом, коммуникативными функциями и задачами, др. особенностями.
Любой С. связан с определенной сферой применения языка. Как вариант речи С. отличает определенную сферу общения от всех прочих. В XVII и XVIII вв. разрабатывалась "теория трех С." Язык и речь, согласно этой теории, делили на 3 сферы, 3 С. - высокий, средний и низкий. При этом предмет речи ("материя", как тогда говорили) тесно связывался с одним из этих С. и жанрами, т. е. более частными видами речи (подстилями) внутри 3 основных С. Напр., к высокому С. относили такие жанры литературы, как ода, героическая поэма и "прозаичные речи о важных материях". Соответственно, использовались высокие, торжественные слова и выражения. Низкий С. включал в себя все описания обыденного, быта, личную переписку (эпистолярный жанр), песни, комедии и эпиграммы. Средний С. (тогда не было в русск. яз. слова "нейтральный") предназначался для стихотворных дружеских посланий, элегий и "описания дел достопамятных и учений благородных" (т. е. исторических сочинений и научных трактатов). На базе "теории трех С." разработал свое стилистическое учение М. Ломоносов, обобщивший свои наблюдения над русской языковой культурой в сочинении "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757 г.).
В этом филологическом трактате М. Ломоносов отнес наследие старославянского и церковнославянского языков (славянизмы, старославянизмы) к высокому С., закрепил за ним такие слова и выражения как "отверзаю", "взываю" и подобные (ср. СЛАВЯНИЗМ). "Российский язык" (т. е. литературный, правильный язык, речь грамотных людей) по М. Ломоносову образуется из среднего и низкого С., в последнем допускается живое просторечие. Современное деление лексики, слов и выражений на возвышенные, нейтральные и сниженные опирается на традиции "теории трех стилей".
Система С. находится в историческом движении, т. е. происходят изменения, трансформации разных С. языка и речи. Сегодняшние представления о С., что особо важно для НЛП, базируются на взглядах на основные функции языка - общение, сообщение, воздействие.
Выделяют общие функциональные языковые С. (или функционально-стилистические единства), самые большие из которых: разговорная речь, публичная речь, книжная речь, язык художественной литературы. Эти общие С. распадаются на более частные, напр., книжная речь - на научный С., публицистический С. (газетно-журнальный, газетный С.), официально-деловой С. Дальше уже идут не С., а жанры (или "подстили") речи. Напр., публицистика, публицистический С. выступает и проявляется в жанрах: интервью, очерка, передовой редакционной статьи, фельетона и т. д.
Язык (набор средств) и речь рекламы целесообразно рассматривать как новый С. в русск. яз., появившийся именно как функциональное явление в нач. 1990-х гг., корни которого уходят в эпоху до 1917 г. и "просматриваются" в советское время (эпоху ограниченного существования рекламы). Язык рекламы, рекламная речь обладают главным показателем самостоятельного стиля - своеобразным словарным инвентарем (набором клишированных слов и выражений) и синтаксическими конструкциями вполне определенной специфики. В принципе, "рекламный" С. (устная и письменная рекламная речь) вполне сопоставим с таким функционально-стилистическим единством, как "язык художественной литературы". Также может использоваться материал из любых других С. литературного языка и просторечия, вплоть до ненормативной лексики.
Помимо С. существует еще стилистика речи, т. е. ее выразительная, экспрессивная направленность. Стилистика речи может быть: нейтральной, официальной, фамильярной, шутливо-юмористической, насмешливо-сатирической, торжественной (риторической, приподнятой), сниженной и т. д.
Если выбор общего функционального С. и конкретного жанра внутри него говорящим и пишущим определяется задачами общения и сообщения, то стилистика речи связана, в первую очередь, с целью и способом воздействия, условиями и ситуациями речи. Так, если в присутствии одной аудитории и сообразуясь со статусом оппонента, его можно вышутить, то в др. ситуации речи - только вести корректную дискуссию в официально-деловых и нейтральных формах и стилистических тонах речи. С. и стилистика взаимно влияют друг на друга в процессе развертывания языка (языкового функционального С., определенного "запаса" слов, выражений, синтаксических конструкций и т. д.) в конкретную речь, речевой акт.
Важное для PR понятие -"С. произношения". Выделяют полный С. произношения ((англ. full oratorical) style of pronunciation) -отчетливое произнесение звуков, характерное для достаточно медленного темпа речи и связанное с публичной устной речью дикторов ТВ и радио, ораторов и т. п. Неполный С. произношения (англ. colloquial (careless) style) - неотчетливое, быстрое произнесение звуков, ведущее к их редукции, сокращению, "проглатыванию". Краткие, "скороговорочные" формы такого С. произношения обеспечивают фамильярный и сниженный характер стилистики разговорной речи. Ср. СТИЛИЗАЦИЯ.
Любой С. связан с определенной сферой применения языка. Как вариант речи С. отличает определенную сферу общения от всех прочих. В XVII и XVIII вв. разрабатывалась "теория трех С." Язык и речь, согласно этой теории, делили на 3 сферы, 3 С. - высокий, средний и низкий. При этом предмет речи ("материя", как тогда говорили) тесно связывался с одним из этих С. и жанрами, т. е. более частными видами речи (подстилями) внутри 3 основных С. Напр., к высокому С. относили такие жанры литературы, как ода, героическая поэма и "прозаичные речи о важных материях". Соответственно, использовались высокие, торжественные слова и выражения. Низкий С. включал в себя все описания обыденного, быта, личную переписку (эпистолярный жанр), песни, комедии и эпиграммы. Средний С. (тогда не было в русск. яз. слова "нейтральный") предназначался для стихотворных дружеских посланий, элегий и "описания дел достопамятных и учений благородных" (т. е. исторических сочинений и научных трактатов). На базе "теории трех С." разработал свое стилистическое учение М. Ломоносов, обобщивший свои наблюдения над русской языковой культурой в сочинении "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1757 г.).
В этом филологическом трактате М. Ломоносов отнес наследие старославянского и церковнославянского языков (славянизмы, старославянизмы) к высокому С., закрепил за ним такие слова и выражения как "отверзаю", "взываю" и подобные (ср. СЛАВЯНИЗМ). "Российский язык" (т. е. литературный, правильный язык, речь грамотных людей) по М. Ломоносову образуется из среднего и низкого С., в последнем допускается живое просторечие. Современное деление лексики, слов и выражений на возвышенные, нейтральные и сниженные опирается на традиции "теории трех стилей".
Система С. находится в историческом движении, т. е. происходят изменения, трансформации разных С. языка и речи. Сегодняшние представления о С., что особо важно для НЛП, базируются на взглядах на основные функции языка - общение, сообщение, воздействие.
Выделяют общие функциональные языковые С. (или функционально-стилистические единства), самые большие из которых: разговорная речь, публичная речь, книжная речь, язык художественной литературы. Эти общие С. распадаются на более частные, напр., книжная речь - на научный С., публицистический С. (газетно-журнальный, газетный С.), официально-деловой С. Дальше уже идут не С., а жанры (или "подстили") речи. Напр., публицистика, публицистический С. выступает и проявляется в жанрах: интервью, очерка, передовой редакционной статьи, фельетона и т. д.
Язык (набор средств) и речь рекламы целесообразно рассматривать как новый С. в русск. яз., появившийся именно как функциональное явление в нач. 1990-х гг., корни которого уходят в эпоху до 1917 г. и "просматриваются" в советское время (эпоху ограниченного существования рекламы). Язык рекламы, рекламная речь обладают главным показателем самостоятельного стиля - своеобразным словарным инвентарем (набором клишированных слов и выражений) и синтаксическими конструкциями вполне определенной специфики. В принципе, "рекламный" С. (устная и письменная рекламная речь) вполне сопоставим с таким функционально-стилистическим единством, как "язык художественной литературы". Также может использоваться материал из любых других С. литературного языка и просторечия, вплоть до ненормативной лексики.
Помимо С. существует еще стилистика речи, т. е. ее выразительная, экспрессивная направленность. Стилистика речи может быть: нейтральной, официальной, фамильярной, шутливо-юмористической, насмешливо-сатирической, торжественной (риторической, приподнятой), сниженной и т. д.
Если выбор общего функционального С. и конкретного жанра внутри него говорящим и пишущим определяется задачами общения и сообщения, то стилистика речи связана, в первую очередь, с целью и способом воздействия, условиями и ситуациями речи. Так, если в присутствии одной аудитории и сообразуясь со статусом оппонента, его можно вышутить, то в др. ситуации речи - только вести корректную дискуссию в официально-деловых и нейтральных формах и стилистических тонах речи. С. и стилистика взаимно влияют друг на друга в процессе развертывания языка (языкового функционального С., определенного "запаса" слов, выражений, синтаксических конструкций и т. д.) в конкретную речь, речевой акт.
Важное для PR понятие -"С. произношения". Выделяют полный С. произношения ((англ. full oratorical) style of pronunciation) -отчетливое произнесение звуков, характерное для достаточно медленного темпа речи и связанное с публичной устной речью дикторов ТВ и радио, ораторов и т. п. Неполный С. произношения (англ. colloquial (careless) style) - неотчетливое, быстрое произнесение звуков, ведущее к их редукции, сокращению, "проглатыванию". Краткие, "скороговорочные" формы такого С. произношения обеспечивают фамильярный и сниженный характер стилистики разговорной речи. Ср. СТИЛИЗАЦИЯ.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006