СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ
Когнитивные стили
индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ
стиль или характерный способ решения человеком различных познавательных (когнитивных) задач.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
Как утверждается – характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач. Было выявлено несколько измерений, по которым могут различаться когнитивные стили людей. См. сглаживание – заострение и зависимость от поля – независимость от поля, рефлективность – импульсивность.
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
от греч. stylos - буквально, стержень для письма) - 1) относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях; 2) совокупность частных познавательных установок или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Когнитивный стиль
Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма.
Категория. Устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий.
Специфика. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.
Категория. Устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий.
Специфика. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.
Когнитивный стиль
термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность, склонность действовать первым пришедшим в голову образом, или рациональность, тенденция тщательно и всесторонне обдумывать свои выводы и решения; 2. сглаживание-заострение - игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обостренное восприятие, подчеркивание; 3. зависимость от поля-независимость - полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Когнитивный стиль
(лат. — cognition — знание и греч. stylos — стержень для письма). Характеристика личности, теоретически обоснованная А. Адлером. Представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Г. Олпорт рассматривал К.с. как интегральную систему личности инструментального порядка (способы и средства для достижения целей). Выделяют такие типы К.с: дифференцированность — глобальность; сложность — простота; интернальный локус контроля — экстернальный; локус каузальности; артикулированность — монолитность и др.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
СТИЛЬ КОГНИТИВНЫЙ
1. Относительно устойчивые индивидуальные особенности процессов познавательных субъекта, выражаемые в используемых им стратегиях познавательных.
2. Совокупность частных установок познавательных или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.
Иногда в это понятие включаются и познавательные, и мотивационно-личностные мотивы. Это - и индивидуальная стратегия решения задач познавательных, и особенности взаимоотношения личности с окружением социальным, и присущий ей способ регуляции собственной аффективной жизни, свойства ее Я-концепции.
В качестве показателей различий индивидуальных в деятельности познавательной могут рассматриваться и другие виды стиля когнитивного - например, сложность когнитивная.
2. Совокупность частных установок познавательных или видов контроля, устанавливаемых набором специально подобранных тестов.
Иногда в это понятие включаются и познавательные, и мотивационно-личностные мотивы. Это - и индивидуальная стратегия решения задач познавательных, и особенности взаимоотношения личности с окружением социальным, и присущий ей способ регуляции собственной аффективной жизни, свойства ее Я-концепции.
В качестве показателей различий индивидуальных в деятельности познавательной могут рассматриваться и другие виды стиля когнитивного - например, сложность когнитивная.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ
от лат. cognitio — познание и греч. stylos — стержень) — устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. В выделении К. с. как специфических параметров индивидуальности проявилась характерная для современной психологии тенденция рассматривать переработку информации человеком как системный феномен. Это означает, что в реальной познавательной деятельности участвуют, как правило, не отдельные изолированные процессы, а их совокупность. Их организация в составе единой системы порождает новое качество, которое не может быть охарактеризовано на основе изолированных оценок, напр, свойств внимания или особенностей памяти. По своему положению в структуре индивидуальности К. с. занимает промежуточное положение между традиционными свойствами личности и свойствами нервной системы. С первыми К. с. роднит то, что они представляют собой проявление общих закономерностей личностной организации в сфере познания; со вторыми — то, что предметом оценки являются динамические аспекты переработки информации. Имеются, однако, и специфические особенности, позволяющие рассматривать данный подход как обладающий определенной самостоятельностью: 1) связь познавательных процессов со свойствами личности является сложной и многозначной: одни и те же особенности переработки информации у разных людей могут быть связаны- с различными личностными особенностями; 2) среди динамических аспектов переработки информации данный подход концентрирует внимание на устойчивых стратегиях организации и переработки относительно сложной информации по сравнению с более элементарными характеристиками (напр., скорость, интенсивность и т. п.), которые оцениваются в рамках концепции свойств нервной системы с помощью достаточно простых стимулов. К числу основных К. с. относятся полезависимость—поленезависимость, сложность познавательных структур, ригидность—гибкость, рефлексивность—импульсивность и др.
Когнитивный стиль
относительно устойчивые типические особенности познавательной деятельности человека, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях. К основным К. с. относятся следующие:
Локус контроля (от лат. locus — «местоположение») — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внутренним или внешним факторам. Экстерналъностъ — внешний локус контроля, при котором человек склонен приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю). Интерналъностъ — внутренний локус контроля, когда человек возлагает ответственность за происходящее в его жизни на себя.
Полезависимость — преимущественная ориентация человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач.
Поленезависимость — ориентация на собственное мнение и силы при объяснении своих успехов.
Рефлексивность — импульсивность. Отличающиеся импульсивностью хотят быстрого успеха, поэтому склонны немедленно реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания и в итоге часто оказываются неверными. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Они стараются не допускать ошибок, для чего собирают больше информации о стимуле перед ответом, используют более продуктивные способы решения задач, успешнее применяют приобретенные в процессе обучения стратегии деятельности в новых условиях.
Ригидность — гибкость познавательного контроля. Эти стили связаны с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой. Трудность смены или переключения ведет к узости и негибкости познавательного контроля, к его ригидности. Легкость смены и переключения характеризует гибкий контроль.
Литература
Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М., 1987.
Колга В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002.
Локус контроля (от лат. locus — «местоположение») — характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внутренним или внешним факторам. Экстерналъностъ — внешний локус контроля, при котором человек склонен приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе, случаю). Интерналъностъ — внутренний локус контроля, когда человек возлагает ответственность за происходящее в его жизни на себя.
Полезависимость — преимущественная ориентация человека на внешние обстоятельства при объяснении причин своего успеха или неудач.
Поленезависимость — ориентация на собственное мнение и силы при объяснении своих успехов.
Рефлексивность — импульсивность. Отличающиеся импульсивностью хотят быстрого успеха, поэтому склонны немедленно реагировать на проблемную ситуацию. Однако при этом гипотезы выдвигаются и принимаются ими без тщательного продумывания и в итоге часто оказываются неверными. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против». Они стараются не допускать ошибок, для чего собирают больше информации о стимуле перед ответом, используют более продуктивные способы решения задач, успешнее применяют приобретенные в процессе обучения стратегии деятельности в новых условиях.
Ригидность — гибкость познавательного контроля. Эти стили связаны с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой. Трудность смены или переключения ведет к узости и негибкости познавательного контроля, к его ригидности. Легкость смены и переключения характеризует гибкий контроль.
Литература
Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М., 1987.
Колга В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002.