Stages of life; Lebensphasen) - естественные или общепризнанные этапы процесса развития (человека), характеризующиеся типами поведения, психологическими или биологическими особенностями или проявлениями.
Юнг особое внимание уделял психологическому переходу, который, по его мнению, происходит в середине жизни. Он описывает его как "кризисный" или проблемный период, иллюстрируя случаями из своей психотерапевтической практики. В них демонстрируются последствия неудачной адаптации к требованиям второй половины жизни, неспособность упредить эти возникающие требования.
В идеале психологические достижения первой половины жизни включают отделение от матери и формирование сильного развитого эго, отказ от положения дитяти и обретение статуса взрослого. Сюда включается социальный статус, ролевые взаимоотношения, вхождение в роль родителя, профессиональная зрелость и др. Во второй половине жизни акцент смещается с межличностного или внешнего на осознанное взаимодействие с внутрипсихическими процессами.
"Зависимость от эго сменяется отношениями с самостью, устремление к внешнему успеху и благополучию замещается заинтересованностью к поискам смысла и духовных ценностей. Во второй половине жизни реальностью становится и приближение смерти. В конечном итоге, устанавливается уровень самоприятия, естественная наполненность или расцвет и чувство удовлетворенности жизнью, прожитой в согласии со своими возможностями" (КСАП, с. 146).
СТАДИИ ЖИЗНИ
СТАДИИ ЖИЗНИ
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
СТАДИИ ЖИЗНИ
(Stages of life; Lcbensphasen). Юнг считается предтечей развивающейся сейчас области, так называемой психологии жизни (иногда ее называют развитием взрослого). (Levinson, 1978). В своей статье «Стадии жизни», написанной в 1931 г. Собр. соч. Г. 8), Юнг уделил особое внимание психологическому переходу, который, по его мнению, происходит в середине жизни. Он описывает его как «кризисный» или проблемный период, давая иллюстрацию из психотерапевтической практики, которые демонстрируют последствия неудачной адаптации к требованиям второй половины жизни, неспособность упредить эти возникающие требования. Вслед за Юнгом Джакоби (1965) писала о двух фазах процесса индивидуации, соответствующих первой и второй половине жизни. Переходом, связанным с серединой жизни, занимался М. Стайн (1985). В идеале психологические достижения первой половины жизни включают отделение от матери и формирование сильного эго, отказ от статуса младенца и дитяти (см. МЛАДЕНЧЕСТВО и Детство) и обретение ощущения своей взрослости. Все это предполагает и достижение какого-то социального статуса, взаимоотношения (см. БРАК), вхождение в роль родителя и приобретение профессии. Во второй половине жизни акцент смещается с межличностного или внешнего направления на осознанное взаимодействие с внутрипсихическими процессами. Зависимость от эго сменяется отношениями с самостью, устремлениями к внешнему успеху модифицируется заинтересованностью к поискам смысла и духовных ценностей. Во второй половине жизни реальностью становится и приближение смерти. В конечном итоге устанавливается уровень самопринятия, естественная наполненность или расцвет и чувство удовлетворенности жизнью, прожитой в согласии со своими возможностями (см. ИНДИВИДУАЦИЯ). С точки зрения психической структуры это выглядит как осознание функции анимы и анимуса и интеграции подчиненной функции (см. ПСИХИКА; ТИПОЛОГИЯ). Хотя юнговское описание не вызывает сомнений, остается все же ряд вопросов, связанных с его схемой: 1. Почему в психологии, базирующейся не на чем ином, как на психопатологии, переход в середине жизни считается столь травмирующим и сопряженным с кризисом? Когда Ранк писал о «травме рождения», Юнг отвергал саму эту идею на том основании, что нет ничего всеобщего или универсального, что можно было бы назвать травмирующим или травматическим. Возможно, Юнг слишком вольно обобщил свой собственный личностный опыт крушения, последовавший за разрывом с Фрейдом, ведь в то время Юнг был близок к своему сорокалетию (см. ПАТОЛОГИЯ; ПСИХОАНАЛИЗ). 2. Спорным остается вопрос, всегда ли достижение целей в первой половине жизни происходит за счет «умаления личности» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 787). И опять-таки, как может быть вредным то, что естественно? В любом случае социальное достижение не всегда является результатом одностороннего развития, хотя и может быть таковым (см. НЕВРОЗ). 3. Приверженность Юнга к теории противоположностей делает такое разделение неизменным и жестким.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.