Стадии психосексуального развития

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Психосексуального развития стадии
psychosexual stages). Стадии развития личности по Фрейду, привязанные к зонам локализации энергии либидо.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

РАЗВИТИЯ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО СТАДИИ
(в психоанализе)-стадии психологического развития детей, выделение которых основано на удовольствиях, получаемых ребенком от так называемых эрогенных зон. На разных Р.п.с. ребенок испытывает чувственные наслаждения, получаемые от стимуляции различных эрогенных зон, причем для каждой Р.п.с. характерна своя, специфическая эрогенная зона. Первая из Р.п.с. называется оральной. С ней связываются первичные чувственные наслаждения ребенка, получаемые в области рта, например, при приеме пищи. Вторая Р.п.с.-анальная. Здесь источником удовольствия является область анального отверстия. Третья стадия-фаллическая. На этой стадии внимание и удовольствие ребенка сосредоточиваются на половых органах. См. психоанализ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
это стадии генеза психического в течение жизни ребенка, в к–рых отражено развитие «Оно», «Я», «СверхЯ» и взаимовлияния между ними. Каждая стадия имеет свою позднюю зону (З Фрейд). Оральная стадия – первая стадия психосексуального развития, на к–рой основным источником интереса и удовольствия является рот. Развитие инстинктов подсознания. Анальная стадия – вторая стадия психосексуального развития, в ходе к–рой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании. Развитие структуры Эго. Фаллическая стадия – третья стадия психосексуального развития, во время к–рой половые органы становятся основным источником удовольствия и внимания. Начало половой идентификации. Зарожденная структура Суперэго. Генитальная стадия – четвертая и последняя стадия психосексуального развития, в ходе к–рой формируются зрелые гетеросексуальные отношения (стадия длится от подросткового возраста до смерти).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Стадии психосексуального развития
psychosexual stages) В теории личности Зигмунда Фрейда развитие описывается в терминах стадий, которые определяются специфическим выражением сексуальных, или либидинальных, побуждений. Те участки тела (эрогенные зоны), к-рые порождают либидинальное удовлетворение в определенном возрасте, определяются как фокус каждой из стадий развития. За прегенитальными стадиями следует период подавленной психосексуальной активности, латентный период, к-рый продолжается с конца фаллической стадии, наступающего примерно в возрасте 5 лет, до наступления периода полового созревания. Во время латентного периода, как считают, либидинальные побуждения подавлены. Однако период полового созревания приносит с собой возрождение прегенитальных желаний, к-рые в это время фокусируются на удовольствии, получаемом от половых органов; отсюда и название этой заключительной стадии - генитальная. Либидинальные побуждения в теории З. Фрейда отнюдь не тождественны генитальной сексуальности. Напр., три психосексуальные стадии яв-ся "прегенитальными". Термин "либидо" употребляется для обозначения широкого понятия психич. сексуальной энергии, присутствующей даже в младенчестве. Несмотря на маскулинизированный язык, эти стадии отмечаются не только в развитии мужской сексуальности. Оральная стадия. Согласно теории З. Фрейда, оральная стадия развития характеризуется потребностью в заботе и получением удовольствия, гл. обр., из процессов, связанных с заботой родителей о малыше; ее ядром яв-ся "вскармливание", а центральным путем получения удовольствия - рот и губы. Анальная стадия. Анальная стадия имеет место в возрасте примерно от года до двух, и относится к периоду жизни ребенка, осн. задачами к-рого яв-ся приучение к горшку и контроль над мочевым пузырем. Главным либидинальным выходом становятся боль и удовольствие, получаемые от выделения или удержания кала. У ребенка во время анального периода возрастает независимость и самоутверждение. Фаллическая стадия. Между вторым и третьим годами жизни ребенок начинает более активно исследовать свое тело. Локус эротического удовольствия смещается от ануса к гениталиям, по мере того как ребенок открывает для себя удовлетворяющий эффект мастурбации. Генитальная стадия. После периода психосексуального покоя, называемого латентным, период полового созревания приносит с собой возрождение фаллических стремлений и более реалистические возможности для их выражения. Мастурбация становится источником эротического удовлетворения и кажется до такой степени почти универсальной и крайне необходимой, что З. Фрейд называл этот юношеский импульс онанизмом по необходимости (onanism of necessity). Обладающие полностью созревшими гениталиями и сексуальными влечениями, подрастающие юноши и девушки перемещают свои привязанности с родителей на сверстников, вначале того же самого пола (короткая гомосексуальная фаза, сразу же после периода полового созревания), а затем на представителей противоположного пола. У полностью интегрированного взрослого психосексуальные побуждения находят выражение в активности с партнером противоположного пола и примерно того же возраста. Еще важнее то, что эти побуждения более не яв-ся чисто нарциссическими, какими они были на прегенитальных стадиях. Психофизиологические побуждения теперь расширяются и выливаются в альтруизм, дружбу, сопереживание (sharing) и более зрелую любовь. См. также Сексуальность человека, Психоанализ Дж. П. Мак-Кинни

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
человека начинается с момента зачатия ребенка. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. Условно можно выделить три этапа психосексуального развития. Формирование полового самосознания (1-6 лет). У детей происходит формирование половой идентичности: в 1,5-2 года - интерес к собственному полу; в 3 года - 2/3 детей осознают свой пол на основе половых и внешних признаков (одежды, прически, игр); в 4 года - полоролевое предпочтение. В возрасте 5-6 лет - половая идентичность сформирована. На данном этапе формируется осознание как собственной, так и половой принадлежности окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления детей на свет и изучение половых признаков (строение тела, половых органов и т.д.). Дети рассматривают половые органы и демонстрируют их друг другу, играют в доктора в возрасте 4-8 лет и даже 11-12 лет. В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, прическа, строение тела и половых органов). Для успешной реализации П.с.р. необходим эмоциональный контакт с родителями и особенно с матерью. Поскольку в процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Формирование стереотипа полоролевого поведения (6-12 лет). На этом этапе происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. Объектом его пристального внимания и подражания становятся родители и их взаимоотношения. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. В общении со сверстниками, именно в полоролевых, «семейных» играх закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. В их проигрывании отражается широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от чтения «отцом» газеты перед телевизором, выполнения «мамой» работ по дому до имитации их полового акта. При участии в играх детей разного возраста младшие сначала выполняют роли «детей», а по мере взросления и обучения переходят на роли «родителей». С началом обучения в школе появляются новые образцы для подражания, возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива по половому признаку. Благодаря такому антагонизму требования к проявлениям мужественности или женственности становятся более жесткими, почти полностью исключаются компромиссы в выборе половой роли. Формирование психосексуальных ориентаций (12-26 лет). На этом этапе начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. Выработка психосексуальных ориентаций в последующем обуславливает выбор объекта влечения (человек, животное, фетиш) с его индивидуальными особенностями (половой принадлежностью, внешним видом, телосложением, поведением и др.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих настоящий ритуал. На этом этапе происходит формирование платонического, эротического и сексуального либидо (половое влечение, стремление к половой близости). Для всех этапов П.с.р., а также для каждой стадии формирования либидо существуют общие законномерности. Фазность. В первой фазе (выработка установки) накапливается информация: на 2-м и 3-м этапах - о существовании полов, половой роли, на 3-м - 4-м этапах - об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Полученная информация усваивается и перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и нормами социума. При наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций данную фазу можно считать завершенной. Во второй фазе (научение и закрепление установки) на 2-м и 3-м этапах в игровых ситуациях («на практике») происходит научение определению полов и полоролевому поведению, на 4-м этапе - реализация полового влечения. В процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения (не только у человека, но и у животных). Изменение соотношения биологического и социального, их роли в становлении сексуальности. Преемственность и взаимосвязь этапов, а также их нарушений: на каждом этапе становления сексуальности имеются задатки последующего. Образуется как бы сцепление этапов, и выпадение по тем или иным причинам любого из них искажает течение последующих и в итоге - становление всей сексуальности. Отсутствие или нарушение ранних этапов психосексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим ядро личности, которые можно назвать ядерными. Воздействие патогенных факторов на завершающем этапе становления сексуальности ведет к поверхностным, легким, «краевым» нарушениям. Разделение психосексуального развития на этапы условно, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой динамичные структуры, меняющиеся не только в процессе их формирования, но и в течение всей последующей жизни, хотя основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Найдено схем по теме — 1

Похожие термины:

  • Анальная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. anus - задний проход. Категория. Второй этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднег
  • Оральная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. оris - рот. Категория. Первый этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ
  • Фаллическая стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от греч. рhallоs - мужской половой член. Категория. Третий этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зо
  • Генитальная стадия психосексуального развития

    Словообразование. Происходит от лат. genitale - половые органы. Категория. Четвертый, заключительный этап генетической концепции З.Фрейда. Специфика. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются