На тренировках Мишель может попасть баскетбольным мячом в корзину практически с любого расстояния, но, когда дело доходит до игры, все меняется. Если команда выигрывает, то никаких проблем не возникает, но если команда проигрывает или игра складывается трудно, то Мишель не может подавить волнения и не попадает в кольцо даже с удачной позиции. В результате команда проиграла несколько игр, где ситуация была неопределенной и она могла бы выиграть. Члены команды поняли, в чем тут дело, и во время игры стараются не пасовать Мишель. Через некоторое время Мишель начала подумывать о том, чтобы бросить баскетбол. В конечном итоге тренер обратился за помощью к спортивному психологу.
Спортивные психологи помогают отдельным спортсменам и членам команды изменить поведение и улучшить спортивные показатели. В случае с Мишель спортивный психолог, скорее всего, начнет с того, что задаст ей вопросы: какие чувства она испытывает во время тренировок и во время игры? на ее взгляд, проявляется разница в ощущениях?
Возможно, Мишель страдает от разновидности тревожного расстройства: она боится конкуренции, и это мешает ей сосредоточиться во время игры.
Существует ряд методов, которые могут помочь Мишель преодолеть волнение во время игры. Это и аутогенные упражнения, и техника визуализации.
Задачи спортивного психолога не ограничиваются работой лишь с отдельным спортсменом, поскольку поведение других игроков и тренера также может оказывать влияние на психологическое состояние его пациента. Например, если тренер постоянно твердит Мишель, что игра очень важная и что она должна внести свой вклад в победу, то ее волнение может только усилиться и оказать негативное воздействие на ее поведение.
Спортивная психология возникла относительно недавно и быстро развивается. В 1976 году Олимпийский комитет США впервые рекомендовал включать в состав сборных психологов.
К 1984 году психологическая помощь оказывалась членам сборной США в обязательном порядке.
В наши дни многие спортсмены осознают, что с помощью спортивного психолога можно улучшить свое психологическое восприятие той или иной ситуации во время соревнований и повысить показатели.
См. также статьи «Парапсихология», «Психология здоровья», «Тревога и тревожные расстройства».
Спортивная психология
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Источник: 101 ключевая идея психологии
Спортивная психология
sports psychology) Спортивные психологи занимаются приложением психол. теорий и методов к спорту, играм и активным видам отдыха, а также обнаружением более эффективных способов содействия людям овладевать различными видами спорта и достигать в них высоких результатов. Современная С. п. значительно расширила свою предметную область, поначалу включавшую в себя разделы моторного научения, восприятия и биомеханики. Джон Салмела приводит список, в к-ром специалисты перечисляют свои осн. сферы интереса в данной области. Наиболее распространенными яв-ся научение моторным навыкам, личность, тревога и стресс, конфликт и соперничество, обучение формированию внутренних образов (imagery training), обучение релаксации, гипноз, тренировка внимания, мотивация, социализация, развитие, формирование команды, игра и досуг, мысленная тренировка (mental training), тренировочный процесс, консультирование и готовность к соревнованиям. Область интересов этих специалистов в отношении специфических видов спорта простирается от танцев до бейсбола и баскетбола и от футбола и фехтования до волейбола, гольфа и множества др. Примеры исследований в спортивной психологии В начальный период становления этой области психологи просто пытались применять общие системы и методы психологии к спорту. Рейнер Мартенс применяет общие социально-психологические теории и методы к спорту. Существуют, конечно, ограничения в отношении того, насколько прямо и целиком инструменты из одной области могут переноситься в др. область. Мартенс обнаружил, что тесты на общую тревогу не способны эффективно различать атлетов, испытывавших высокую тревогу в ходе соревнования, от тех, кто ее не испытывал. Однако, когда он разработал специальный Тест тревоги в спортивных соревнованиях (Sport competition anxiety test), различение стало возможным. Продолжительная серия исслед. была посвящена изучению роли мысленной тренировки (mental practice) в приобретении спортивных навыков. Согласно Б. Р. Бугельски, большинство исследований показывают, что а) субъекты, занимавшиеся физической тренировкой, за к-рой следовала (частично замещающая ее) мысленная тренировка, обычно достигали таких же хороших результатов, как и субъекты, занимавшиеся только физ. тренировкой, и б) что субъекты, не испытывавшие затруднений с формированием визуальных мысленных образов, достигали лучших результатов в сравнении с теми, к-рые делали это с трудом. Это направление исслед. успешно развивалось в то время, когда в эксперим. психологии по большей части игнорировалось изучение образов и мышления. Бугельски цитирует классическое исслед. штрафных бросков в баскетболе, проведенное Р. Вэнделлом и его сотрудниками. Первая группа тренировалась ежедневно в течение 20 дней; вторая группа, контрольная, не тренировалась; и третья группа на протяжении 20 дней занималась мысленной тренировкой. Улучшение в исполнении штрафных бросков составило 41% в группе, занимавшейся физ. тренировками, 2% в контрольной группе и 43% в группе, занимавшейся мысленными тренировками. Огромное количество исслед. такого же плана, проведенных в отношении всевозможных видов физ. умений (прыжки в высоту, игра на фортепиано, стрельба из лука, гимнастика и др.), привело, в целом, к сходными результатам. По мнению Ричарда Суинна, эти данные могут использоваться в консультировании. Многие спортивные психологи применяли батареи личностных тестов к спортсменам и не спортсменам и к спортсменам различных уровней мастерства с целью проверки гипотезы о существовании "спортивного типа личности". Несмотря на значительную изменчивость в результатах, может быть сделан предварительный вывод о том, что мужчины-спортсмены характеризуются, в целом, большей экстраверсией и эмоциональной устойчивостью, напористостью, уверенностью в себе и способностью переносить стресс. У женщин-спортсменок чаще отмечаются более низкие оценки по экстраверсии по сравнению с мужчинами, но более высокие оценки по эмоциональной устойчивости. Спортивное консультирование и спортивный консалтинг В применении к отдельным спортсменам, спортивное консультирование (sports counseling) предназначено для улучшения их спортивной отдачи. Здесь обсуждаются такие проблемы, как предсоревновательная тревога, страх победы (fear of winning), физ. и эмоциональные спады (slumps) и укрепление мотивации. Спортивные консультанты в командах занимаются проблемами формирования команды, общения и тренировочного процесса. Приложения спортивной психологии Когда научная область достигает зрелости, она начинает меньше заимствовать у более сложившихся областей исследования и разрабатывать свои собственные методы и теории, которые пытаются использовать применительно к условиям своей деятельности др. специалисты. В течение прошлого десятилетия, у С. п. стало появляться все больше приложений. Приложения в сфере психического здоровья. Результаты многих исслед. свидетельствуют о благоприятном влиянии бега трусцой, бега и др. видов спорта на компенсацию психич. заболеваний. Джон Грейст и сотрудники приводят данные о том, что бег оказывается столь же эффективным в снижении депрессивных симптомов, как и ограниченная по времени или неограниченная по времени психотер. Однако, по мнению мед. специалистов, спорт может стать отрицательным фокусом для невроза (the negative focus for a neurosis). Приложения в сфере бизнеса. Роберт Найдиффер разраб. Тест аттенционального и интерперсонального стиля (Test of Attentional and Interpersonal Style, TAIS), к-рый использовался для выявления предпочитаемого стиля внимания (внешний-внутренний и широкий-узкий) у спортсменов. Этот тест позволяет определить ситуации, с наибольшей вероятностью перегружающие концентрацию внимания спортсмена и приводящие к ошибкам в исполнении. Найдиффер также разраб. систему тренировки контроля за вниманием (attentional control training), которая обучает спортсменов распознавать и исправлять ошибки своего внимания. Пратт и Найдиффер описывают то, как эти измерения и процедуры обучения контролю за вниманием использовались в бизнесе (с менеджерами и высшими руководителями) и в условиях др. орг-ций (напр., полицейские, пожарные). Выводы Ричард Боллс и др. специалисты в области профессионального консультирования отмечают, что сегодня мужчины и женщины не желают откладывать отдых и досуг до времени своего ухода на пенсию. Они хотят сочетать отдых, работу, образование и соц. деятельность на всем протяжении своей жизни. Эти тенденции, в сочетании с непрерывно растущим интересом к факторам образа жизни, влияющим на здоровье и благополучие, будут способствовать усилению роли спортивных психологов. Спорт, в особенности соревновательный спорт, предоставляет психологии соц. лабораторию, в которой люди добровольно возлагают на себя задачи но овладению чрезвычайно трудными умениями и навыками и подвергают себя сильному физ. стрессу и соц. давлению. В отношении отдыха и досуга спорт дает выход природным особенностям челов. биолог. наследственности - эмоциям, движению, соревнованию, сотрудничеству и игре. Прикладной психологии и терапии С. п. может предложить как почву для проверки идей и методов, так и, со своей стороны, новые ролевые модели готовности, тренировки и обучения для прикладного психолога. См. также Психология здоровья, Досуговое консультирование Дж. Харт
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006