Специфическое расстройство арифметических навыков

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

расстройство арифметических навыков специфическое
(F81.2) [arithmetical skills disorder, specific] Нарушение владения основными счетными навыками-в большей степени сложением, умножением и делением, чем более абстрактными навыками, использующимися в алгебре, тригонометрии, геометрии, сложных вычислениях. Синонимы: акалькулия, связанная с развитием; дискалькулия.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков.

А. Показатель по стандартизированному арифметическому тесту как минимум на 2 стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста и интеллектуальности ребенка.
Б. Показатели правильности чтения и понимания прочитанного, а также спеллингования находятся в пределах нормы (+2 стандартных отклонения от среднего).
В. Отсутствуют анамнестические указания на существенные затруднения в чтении или спеллинговании.
Г. Усвоение школьного материала в пределах ожидаемого среднего диапазона (т. е. обучение проходило относительно адекватно),
Д. Затруднения в арифметике отмечаются с ранних стадий обучения ей.
Е. Описанное в критерии А нарушение существенно препятствует обучению или деятельности в повседневной жизни, когда требуются арифметические навыки.
Ж. Наиболее часто используемый критерий исключения. КИ по стандартизированному индивидуально проводимому тесту ниже 70

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Это расстройство включает специфическое нарушение навыков счета, которое нельзя объяснить исключительно общим психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением. Дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления (предпочтительнее, чем более абстрактных математических навыков, включаемых в алгебру, тригонометрию, геометрию или математические исчисления).
Диагностические указания:
Продуктивность в арифметике у ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью. Это лучше расценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей его умственному возрасту, оцениваемому по индивидуально подобранным адекватным стандартизированным тестам. Трудности в арифметике не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением, дефектами зрения, слуха или неврологических функций и не должны быть приобретены вследствие какого-либо неврологического, психического или другого расстройства.
Расстройства навыков счета менее изучены, чем расстройства чтения, и знания о предшествующих расстройствах, динамике, коррелятах и исходе совершенно ограничены. Однако предполагают, что в отличие от многих детей с расстройствами чтения, здесь есть тенденция к сохранению в пределах нормы слухо-воспринимающих и вербальных навыков, тогда как зрительно-пространственные и зрительно-воспринимающие навыки имеют тенденцию быть нарушенными. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социо-эмоционально-поведенческие проблемы, но мало известно об их особенностях или частоте. Предполагают, что трудности в социальном взаимодействии могут быть особенно частыми.
Арифметические трудности, которые отмечаются, обычно различны, но могут включать: недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций; отсутствие понимания математических терминов или знаков; нераспознавание числовых знаков; трудность проведения стандартных арифметических действий; трудность в понимании, какие числа, относящиеся к данному арифметическому действию, необходимо использовать; трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений; плохая пространственная организация арифметических вычислений; неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.
Включаются:
— связанное с развитием нарушение счета;
— дискалькулия, обусловленная нарушением высших психических функций;
— специфическое расстройство счета, связанное с развитием;
— синдром развития Герстмана;
— акалькулия развития.
Исключаются:
— арифметические трудности, сочетающиеся с нарушениями чтения или спеллингования (F81.3);
— арифметические трудности, обусловленные неадекватным обучением (Z55.8);
— акалькулия БДУ (R48.8);
— приобретенное расстройство счета (акалькулия) (R48.8).

Источник: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клинические описания и указания по диагностике