СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Найдено 1 определение
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
– учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
В России в XIX в. специальные учебновоспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей). Контингент таких школ охватывал не более 6 % общего числа этих детей. Многие категории аномальных детей вообще не обучались. В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения детей с различными нарушениями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебновоспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.
В систему Министерства образования входят: а) специальные школыинтернаты, школы с продленным днем, в которых обучаются все категории аномальных детей школьного возраста, подлежащие всеобучу; б) специальные вечерние (сменные) и очнозаочные школы для работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения; в) специальные дошкольные учреждения: детские домаинтернаты, интернатные дошкольные отделения при специальных школах; сады, яслисады, специальные группы при массовых детских садах с продленным днем или с пятидневным пребыванием в них детей; г) логопедические пункты при массовых школах. В систему Министерства социального обеспечения входят: а) учебнопроизводственные предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения; б) домаинтернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с умственной отсталостью. Окончившие любые специальные школы (кроме вспомогательных для умственно отсталых детей) могут поступать с учетом правил приема в техникумы и вузы страны на общих основаниях.
Благодаря углубленному, комплексному изучению закономерностей и особенностей психофизического развития и познавательных возможностей каждой категории аномальных детей создана дифференцированная сеть специальных школ и дошкольных учреждений десяти типов. Эта сеть включает: школы для глухих детей, где за 12 лет обучения учащиеся получают неполное среднее образование (соответствующее восьми классам массовой школы); школы для слабослышащих с двумя отделениями: 1) за 12 лет обучения учащиеся получают общее среднее образование, 2) за тот же срок – неполное среднее образование; школы для слепых и слабовидящих, которые могут существовать как раздельно, так и в виде самостоятельных отделений для той или др. категории детей с нарушениями зрения; школы для детей с тяжелыми нарушениями речи с двумя отделениями: 1) за 11 лет обучения дети с такой речевой патологией, как алапия, афазия, дизартрия и др., получают неполное среднее образование, 2) для детей с тяжелыми формами заикания (дети из этой школы переходят в массовую по мере устранения дефекта); школы для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, в том числе с последствиями ДЦП (за 11–12 лет обучения дети получают среднее образование, в школе выделяются классы для детей с интеллектуальными нарушениями, работающие по особым учебным планам); школы для детей с ЗПР (9 лет обучения, дети переводятся в массовые школы по мере коррекции задержки); школы для умственно отсталых детей {вспомогательные школы), в которых учащиеся за 9 лет обучения получают образование примерно на уровне начальной массовой школы. Все типы специальных школ, кроме вспомогательных, дают цензовое образование. Только два типа школ (для глухих и для слабослышащих 2го отделения) дают неполное среднее образование, остальные – среднее образование. В учебных планах всех специальных школ предусмотрено производственнотрудовое обучение по какомулибо виду промышленного или сельскохозяйственного труда. Учащиеся обеспечиваются специальными учебниками по всем основным предметам учебного плана.
Создана сеть специальных дошкольных учреждений для всех категорий аномальных детей, которым предстоит обучаться в специальных школах. В дошкольных детских домах, детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет, в ясляхсадах – от 2 до 7 лет, в дошкольных отделениях при соответствующих специальных школах – от 5 до 7 лет. В некоторых массовых детских садах имеются специальные логопедической группы, куда на один год переводятся дети для коррекции имеющихся у них речевых нарушений.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
137.76 кб

Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений

Редина Татьяна Викторовна
В данной статье представлен анализ взаимосвязи особенностей личности педагогов (акцентуации характера, уровень эмпатии, стиль саморегуляции поведения), работающих с детьми, имеющими дефекты сенсорной и двигательной сферы, а также
Читать PDF
108.47 кб

Оценка качества учебной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида

Барабаш Ольга Алексеевна
В статье рассматриваются основные результаты исследования, касающегося методов контроля и оценки учебной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.
Читать PDF
321.51 кб

Функции руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по совершенствованию

Войниленко Наталия Васильевна
В статье обсуждается содержание деятельности руководителя специального (коррекционного) образовательного учреждения по организации оценивания качества образовательной системы.
Читать PDF
109.50 кб

Совершенствование методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях

Кулемин Валерий Владимирович
Раскрываются задачи методики и принципы обучения при проведении занятий по тактико-специальной подготовке
Читать PDF
269.27 кб

Менеджмент качества в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с

Рыбалова Ирина Анатольевна
Читать PDF
299.20 кб

Реабилитация детей с отклонениями в развитии в специальных образовательно-воспитательных учреждениях

Астафьева Н. Е.
Социальная адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с нарушениями развития - серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом, процесс социальной реабилитации таких детей возможен лишь в случае адекватного восп
Читать PDF
346.32 кб

Интересы и мотивы выбора профессии учащимися специальных коррекционных образовательных учреждений VI

Ланина Екатерина Михайловна
В статье анализируются результаты исследования мотивов профессионально-трудовой деятельности подростков с нарушением интеллектуального развития, определяется необходимость осуществления целенаправленной психолого-педагогической ра
Читать PDF
165.44 кб

Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения к

Маркевич Ирина Дмитриевна
В статье анализируется сущностная сторона педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями квалифицированным педагогом.
Читать PDF
872.44 кб

Практическая подготовка студентов средних специальных образовательных учреждений в рамках новых обра

Шабанов Олег Григорьевич
В статье рассматривается проблема введения новых образовательных стандартов, предусматривающих новые подходы и требования к практической подготовке студентов.
Читать PDF
303.70 кб

Решение психолого-педагогических проблем подготовки курсантов образовательных учреждений специальног

Яковлева Наталья Александровна, Ярмоленко Наталия Владимировна, Ярмоленко Алексей Владимирович
В статье рассмотрена роль математических методов моделирования решения психологопедагогических проблем, необходимых для повышения качества профессиональной подготовки курсантов специальных учебных заведений.
Читать PDF
821.80 кб

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультатив

Логинова Екатерина Тофиковна
В статье рассматриваются вопросы о влиянии образовательных учреждений на социальную, духовную и политическую сферы жизни общества, а также о необходимости переподготовки специалистов для работы с детьми с комплексными нарушениями
Читать PDF
1.36 мб

Образовательные учреждения высшего образования педагогических специальностей на рынке труда республи

Ерёменко Галина Викторовна
В статье рассмотрена деятельность вузов, которая осуществляется в условиях возрастающей конкуренции, когда вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают студенты.
Читать PDF
595.34 кб

Взаимодействие специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушени

А. В. Чеканова
Читать PDF
167.97 кб

Проявление особенностей личности девиантных подростков в специальном образовательном учреждении закр

Костюхина Е. В.