Сотрудничество при психотерапии

Найдено 1 определение
Сотрудничество при психотерапии

Главным элементом эффективной психотерапии является искреннее сотрудничество психотерапевта и больного.
Следует в самом начале составить так называемый психотерапевтический «контракт».
1. Составить соглашение относительно характера и продолжительности психотерапии.
2. Должна быть предварительная демонстрация выбранных методов психотерапии.
3. С каждым сеансом психотерапевту следует глубже входить в проблемы больного, формировать «повестку дня».
4. Формировать взаимодействие, как «совместное усилие». Качества психотерапевта: искренняя сердечность, благорасположение, сочувствие.
Начальные занятия. На первом занятии терапевт устанавливает активные отношения по сотрудничеству, старается получить исчерпывающую информацию от пациента и вызвать хотя бы кратковременное облегчение в состоянии больного. Поэтому следует начинать с вопросов, касающихся самочувствия больного, что он думает о терапии. В процессе беседы, когда пациент несколько раскрепощается, возможно дать ему информацию о когнитивном методе, характере и продолжительности психотерапии. Информация, которая будет интересовать терапевта, касается истории жизни пациента, его настоящей ситуации, проблем, мотивации к лечению. Идентификация проблемы и ее уточнение могут производиться и в последующих сеансах. С каждым сеансом терапевт все глубже должен проникать в проблему больного. Идентификация проблемы производится в двух направлениях: в функциональном и когнитивном. Функциональный анализ предполагает выяснение происхождения, длительности, условий проявлений проблемы, продолжительности ее действия, последствия. Когнитивный анализ позволяет выяснить особенности мышления больного, образные представления, вызывающие эмоциональные расстройства. На этом этапе терапевту отводится более активная роль, чем пациенту. Главной его задачей является сведение числа проблем и симптомов к минимуму, структуризировать их в блоки. С первых же дней взаимодействия больной приобщается к когнитивной терапии путем выполнения домашних заданий («когнитивная тренировка»).
Домашние задания на этой стадии лечения касаются распознавания больным связей между эмоцией и поведением. Больных просят записывать свои автоматические мысли во время психических напряжений и стрессовых ситуаций. Затем, по мере продвижения в этом направлении, когда больной способен осуществлять такой самоконтроль, его деятельность в домашних заданиях концентрируется на проверке его убеждений и предположений. Список проблем может быть довольно широк. Это могут быть симптомы болезни, поведенческие акты, чувства, переживания, самооценка.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005