Содержательная валидность

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ
См. валидность, содержательная.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Содержательная валидность
Content validity). Степень соответствия содержания вопросов теста измеряемой области психических свойств.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Содержательная валидность
(content validity) — одна из форм валидности теста, которая зависит от адекватности отображения тестом измеряемого атрибута.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

Валидность содержательная
один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ВАЛИДНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
оценка валидности теста, основанная на детальном анализе составляющих его тестовых единиц (вопросов, заданий, суждений и т. п.). Каждая единица теста (его содержание) оценивается с точки зрения того, насколько она подходит для данного теста, и вместе с этим оценивается внутренняя согласованность тестовых единиц между собой. При этом обращается внимание на то, не дублируют ли друг друга отдельные единицы теста. См. валидность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВАЛИДНОСТЬ, СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
Оценка валидности инструмента тестирования, основанная на детальном исследовании содержания пунктов теста. Под содержанием здесь понимается фактический материал, входящий в пункты тестов; оценка их осуществляется посредством просмотра каждого пункта с тем, чтобы определить, соответствует ли он тесту в целом, и посредством оценки общей согласованности нескольких пунктов. Например, чтобы тест математических способностей имел достаточный уровень содержательной валидности, его пункты не должны иметь таких формулировок, при которых для человека, выполняющего тест, решающими оказываются вербальные способности, необходимые для того, чтобы понять, о чем спрашивается в этом пункте. Далее, содержание должно быть уравновешено таким образом, чтобы все тестируемые аспекты были представлены соответственно; тест не должен быть перегружен, скажем, пунктами на умножение в ущерб пунктам на сложение.
Установление содержательной валидности – в значительной степени субъективная операция, основанная на мнениях "экспертов" относительно уместности используемых материалов. А также оно является ситуационно-специфическим, и оценки, сделанные в одних обстоятельствах, нельзя переносить на другие. Например, тест арифметических навыков, разработанный и содержательно валидизированный для традиционной школы, может иметь очень низкую содержательную валидность, когда он применяется в школе, использующей так называемую "новую математику".

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВАЛИДНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.
Комплекс сведений В. с. традиционно имеет наибольшее значение для тестов, исследующих деятельность, близкую или совпадающую с реальной (чаще всего учебной или профессиональной). Изучаемая деятельность носит, как правило, синтетический характер,
складывается из многих, подчас разнородных факторов (проявления особенностей личности, комплекс необходимых знаний и навыков, специфические способности и т. д.). Поэтому одной из важнейших задач создания адекватной модели тестируемой деятельности
является подбор таких заданий, которые будут охватывать главные аспекты изучаемого феномена в правильной пропорции к реальной деятельности в целом.
Валидность по содержанию закладывается в тест уже при подборе заданий будущей методики. Первым этапом валидизации является избрание круга Исследуемых свойств и видов деятельности, расчленение сложной способности или деятельности на элементы. На
втором этапе разрабатывается собственно модель тестовой деятельности, содержание которой подбирается выявлением наиболее важных элементов реальной деятельности. Наконец, на последнем этапе проводятся анализ степени соответствия разработанной
модели реальной деятельности, проверка соответствия пропорций представленности элементов в заданиях теста и в реальной деятельности. Так, для тестов достижений по отдельным предметам разработке конкретного содержания тестовых задач предшествуют
полная систематическая проверка соответствующих учебников и учебных программ, а также консультации со специалистами по данному предмету. На основе собранной таким путем информации составляется спецификация теста, где указываются тестируемые
области содержания (темы), задачи (процессы) обучения, а также относительное значение каждой такой темы и процесса для достижения целей обучения на данном этапе. Конкретные задания оцениваются экспертами по принципу их близости к реальным
требованиям. Эксперты выносят суждение о том, охватывает ли тест репрезентативную выборку конкретных навыков и знаний исследуемой области обучения.
Широкое использование экспертных оценок сближает В. с. с процедурой определения валидности критериальной. Однако существенным различием между этими типами валидности является то, что экспертные оценки при анализе содержания являются критерием
самого теста, в то время как при критериальной валидизации они относятся к испытуемым из выборки стандартизации. Расчленение изучаемой деятельности или способности на элементы является необходимым этапом характеристики синтетической валидности
(см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ). В В. с. синтетический подход реализуется в анализе элементного состава содержания самого теста, а не совокупности внешних валидизации критериев.
Экспертное оценивание адекватности содержания заданий теста может быть дополнено при характеристике В. с. рядом эмпирических процедур. Так, можно проверить, насколько от класса к классу повышаются суммарный показатель и индивидуальное выполнение
теста достижений. Эта процедура в значительной мере близка характеристике валидности конструктной с помощью критерия возрастной дифференциации (см. ВАЛИДНОСТЬ ПО ВОЗРАСТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ). Роль этого критерия при оценке В. с. заключается
не в верификации конструкта, лежащего в основе теста, а лишь в анализе гипотез, приведших к выбору того или иного материала теста.
Наряду с тестами достижений В. с. является одной из важнейших форм валидизации тестов критериально-ориентированных, а также методик, предназначенных для профотбора, анализа успешности овладения профессией.
Для валидизации опросников личностных и тестов интеллекта критерии В. с. имеют ограниченное применение и используются лишь на начальных стадиях составления теста. Личностные опросники, как правило, не имеют того сходства с исследуемой областью
поведения, как это имеет место в случае тестов достижений. Ответы на вопросы анкеты, опросника, данные проективных исследований позволяют лишь косвенно судить о реальной деятельности испытуемого. Проявление личностных свойств и реализация
способностей в деятельности могут носить индивидуализированный характер. При проведении теста интеллекта эффективное решение заданий может достигаться за счет логического мышления, механической памяти, психомоторной подвижности, разными путями
и способами. Наконец, в отличие от тестов достижений опрос-ники личностные и тесты интеллекта прямо не связаны с конкретным курсом обучения или общностью предшествовавшего жизненного опыта, на которых строится содержание тестов достижений.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
586.85 кб

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ВАЛИДНОСТИ ИНДЕКСА ХИРША

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р.
Статья основана на материалах социологического опроса научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете было опрошено 842 респондента.

Похожие термины:

  • ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ

    характеристика теста, выражающая показатель охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает.