Социальный интерес
Социальный интерес
целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
Социальный интерес
Social interest). Сопереживание и общие ценности. В наиболее широком смысле термин означает чувство связанности и родства со всем человечеством, так же как и с жизнью в целом.
Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002
Социальный интерес
эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. Понятие « С и . » ввел Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог.
Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014
Социальный интерес
Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
Социальный интерес
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный и interest - важно.
Автор. А.Адлер.
Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Литература. Mosak H.H. "I dont have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309-320
Автор. А.Адлер.
Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Литература. Mosak H.H. "I dont have social interest": social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N 3, p. 309-320
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. Понятие «С. и.» ввел Альфред Адлер – австрийский психолог. Сначала он рассматривал С. и. как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Затем С. и. стал рассматриваться как когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то, что значение понятия расширилось, сам Адлер настаивал на неизменности своего понимания, что породило множество неверных толкований. Представления Адлера о социальной природе человека должны рассматриваться с учетом истории развития его идей. С. и. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.
Социальный интерес
social interest) Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом. С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними. См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение Ф. Д. Келли
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
ИНТЕРЕС СОЦИАЛЬНЫЙ
неосознаваемая потребность живого существа в сопричастности к миру себе подобных. Понятие введено А. Адлером. человеческая потребность в привязанности к людям вызывает у всякого ребенка с раннего детства желание в ласке, поощрении взрослых за его успехи и достижения. Сопутствующие этому переживания эмоционального благополучия/неблагополучия стимулируют развитие сознательного интереса к другим. В ходе социализации ребенок все более усваивает нормы общественного бытия и вынужден вникать в мотивы поступков людей из своего ближайшего окружения. Это регулирует его поведение с целью признания себя обществом При развитом И.с. человек исповедует принцип: «Быть частью общества, в меру своих возможностей вносить вклад в его благополучие». При неразвитом И.с. он проживает жизнь по формуле: «Замкнуться в себе, отгородиться от человеческих проблем, охранять себя от душевных расстройств». При патологическом развитии И.с. субъект становится врагом общества с садистскими наклонностями. Как процесс И.с. выражается через эмпатию, идентификацию с себе подобными, альтруистическую помощь другим и содействие в развитии общества. Объекты И.с. в онтогенезе сменяют друг друга. В младенчестве ребенка привлекает все движущиеся; он воспринимает их как субсоциальные объекты. В раннем детстве интерес начинают вызывать различные социальные объекты. Начиная с подросткового возраста, человек может начать идентифицироваться не только с живыми объектами, но и с продуктами человеческой деятельности: творениями природы, искусства, науки с выходом за пределы чувственного познания. В мыслительной деятельности это проявляется как трансцендентное мышление, а в эмоциональной сфере психики - как единение себя с мирозданием.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
САЦЫЯЛЬНЫ ІНТАРЭС / SOCIAL INTEREST– эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. Понятие С. и. ввел А. Адлер, который использовал немецкий термин Gemeinschaftsgefuhl, означающий «дух солидарности, общности», «чувство общности» как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Наличие или отсутствие С. и. является важным критерием отнесения человека к тому или иному жизненному стилю (по А. Адлеру): 1) управляющий тип, содержание которого определяет установка превосходства над внешним миром; 2) берущий тип– характеризуется паразитическим отношением к внешнему миру, удовлетворением большей части своих потребностей за счет других; 3) избегающий тип– нет ни достаточного социального интереса, ни активности; 4) социально-полезный тип– высокая степень социального интереса и высокий уровень активности, проявление истинной заботы о других, глобальные проблемы воспринимаются как основные жизненные задачи. Позже С. и. стал рассматриваться как когнитивная функция– врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то что значение понятия расширилось, сам А. Адлер настаивал на неизменности своего понимания. Представления А. Адлера о социальной природе человека должны рассматриваться с учетом истории развития его идей. С. и. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию: возможно обучить человека на когнитивном уровне вживаться в жизнь другого, оценивать ее перспективы и понимать, как кто-то другой переживает данную ситуацию. На настоящий момент С. и. трактуется довольно широко. Так, например, С. и. рассматривается как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества. С. и. можно сравнить с социальной эмпатией, определяемой как забота о переживаниях другого человека, помогающая человеку участвовать эмоционально как в радостях, так и в страданиях других. Чем более выражен С. и., тем в большей степени усилия человека направлены на решение социальных задач, выполнение полезных дел. С. и. можно рассматривать и как направленность на объект, и как процесс, т. е. ценностное отношение к жизни вообще и к тому, что находится вне индивида. Для диагностики С. и. используют методику Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» (Social Interest Scale– SIS). Также может быть использована методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к дру гим людям (авторы Т. Д. Дубовицкая, Г. Ф. Тулитбаева, А. В. Шашков). С. Л. Кандыбович