Социальные факторы развития креативности

Найдено 1 определение
Социальные факторы развития креативности
развитие креативности в социуме обусловлено макро–мезо–микро–факторами. Амплитуда влияния каждого фактора носит вероятностный характер.
Макросоциум (общество, культура, СМИ, принадлежность к социально–экономическому классу, система образования). Имея значительное влияние на общественное сознание и эмоции, макросоциальные факторы могут косвенно либо способствовать, либо препятствовать развитию творческой активности членов общества. К факторам, позитивно влияющим на творчество, относят интенсивную социальную динамику, плюрализм, свободу, демократию, соревнование идей. Историк и социолог С. Ариетти, дал обществу, способствующему развитию творчества, название «креатогенное общество». Его характеризуют следующие особенности: доступ к средствам культуры; открытость различным «культурным стимулам»; стремление членов общества чего–то достичь; свободный, лишенный дискриминации, равный для всех доступ к образованию; отсутствие привилегий для одних групп и угнетения других; разнообразие культурных течений; интеллектуальная терпимость; взаимодействие и сотрудничество творческих личностей; наличие системы наград и поощрений.
К социальным факторам, влияющим на творчество, относится культура, в частности «креативная культура», которая, по мнению М. С. Кагана, кристаллизует и стимулирует творческие импульсы. Культурная среда формирует образ «Я», систему ценностей и отношений, потребности, способы удовлетворения целей, установки, стиль жизни. Характер культуры влияет и на тип креативности, и на процесс ее развития. Известны факты зависимости динамики творческой продуктивности от исторических изменений культурно– социального, общественного статуса творчества, отношения к творческой деятельности, престижа творческих личностей.
Глобальным макросоциальным фактором влияния на творческие процессы становятся в современном мире средства массовой информации. СМИ, обладая мощным арсеналом эмоционально–экспрессивных средств воздействия, являются трансляторами политики государства в области культуры, таким образом, во многом определяя эмоциональную атмосферу общества, формируя потребности и отношение к творчеству. К позитивным тенденциям в кризисные периоды развития общества относятся пробуждение заложенных в человеке природных творческих сил («эффект спонтанной творческой активности»).
Мезосоциальные факторы — влияние на креативное поведение личности этноменталитета, национального окружения, национальных традиций. Мезосоциальные предпосылки творчества: богатство национальных и этнических традиций, разнообразие культурных стимулов и течений. Установлено (В. Ю. Хотинец), что дети с более зрелым уровнем этнической идентификации демонстрируют наиболее высокий уровень креативности, самоактуализации, адаптивности поведения. Чем более ребенок интегрирован в национальную культуру, тем более он свободен и независим в своих творческих проявлениях.
Микросоциальные факторы — влияние ближайшего окружения: семьи, референтной группы, друзей, школы. Факторы влияния семьи — креативное поведение, высокий уровень образования, позитивное мышление и убеждения родителей, яркая живая семейная обстановка, контакт с матерью, личное несходство родителей, ранний опыт сложностей, одобрение креативного поведения детей, нерегламентированная среда, предоставление образа творческого поведения для подражания. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014