СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯСОЦИАЛЬНАЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Социальная желательность

Найдено 7 определений термина Социальная желательность

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальная желательность

Social desirability). Наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально желательные ответы на вопросы теста.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге «Теории личности»

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая диагностика (основные понятия)

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

1. Те характеристики, которые обычно одобряются обществом и которые делают их обладателя социально привлекательным. 2. Предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

социальная желательность

(от лат. socialis – общественный) – эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально благоприятном аспекте. Есть методики, диагностирующие степень с.ж.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Социальная желательность

Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный.

Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.

Специфика. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной желательности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологический словарь

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

фактор, искажающий самоотчеты - в частности, ответы на пункты опросников личностных - путем увеличения частоты тех самоотчетов, что кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние желательности социальной нужно учитывать при разработке любых опросников, тестов и шкал, использующих самоотчеты. Есть ряд способов, уменьшающих их влияние - например, составление каждого пункта опросника из двух альтернатив, равных по желательности. Кроме того, разработаны методики, специально измеряющие Склонность испытуемого давать социально желательные ответы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

Социальная желательность

social desirability) Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. В области психол. тестирования понятие С.ж. на протяжении десятилетий вызывало горячие дискуссии. Споры разворачивались вокруг определения С. ж., ее распространенности, проблем, к-рые она вызывает в связи с интерпретацией психол. тестов, и методов ее контроля. С. ж. в разное время определялась по-разному: как тяготение к культурно санкционированным и одобряемым ответам, как тенденция давать социально желательные ответы на утверждения, предлагаемые для характеристики себя, как склонность описывать себя в терминах, расцениваемых как желательные, или как склонность представлять себя в благоприятном свете. Во всех определениях акцентируется определенный стиль реагирования безотносительно к специфическому содержанию личностной характеристики, к-рую предназначен измерять психол. тест. Отсюда потенциальная проблема для психол. теста состоит в том, представляет ли полученный по тесту высокий балл действительно высокую оценку измеряемой тестом характеристики или скорее тенденцию представлять себя в выгодном свете. Напр., действительно ли высокий балл но тесту, измеряющему честолюбие, отражает высокий уровень честолюбия респондента или тенденцию этого респондента отвечать на пункты теста исходя из желательности ответов? Вероятность существования таких двусмысленных интерпретаций повлекла за собой многочисленные дискуссии и исслед. Исслед. способов измерения С. ж. привело к выводу о существовании двух аспектов С. ж. Первый касается себя и убеждения в собственной способности. Второй связан с ориентацией на других и может отражать либо межличностную чувствительность, либо сознательное намерение контролировать производимое впечатление. Следует отметить, что индивидуальные тесты, предусматривающие оценку С. ж., могут измерять к.-л. один или оба этих аспекта. Большинство исслед. полагают, что тесты типа самоотчетов, к-рые разрабатываются без специально предпринимаемых попыток минимизировать влияние этого стиля реагирования, будут подвергаться сильному воздействию С. ж. Поэтому любые интерпретации результатов таких тестов будут двусмысленными и сомнительными. Этой т. зр. противостоит мнение о том, что С. ж. сама является личностной переменной и, следовательно, законным компонентом индивидуальных различий. Напр., можно возразить, что сильное убеждение в собственных способностях (т. е. С. ж.) - вполне законный аспект понятия честолюбия. Однако это порождает следующую проблему: если С. ж. яв-ся компонентом целого ряда разных личностных конструктов (напр. таких, как честолюбие, дружелюбие, аккуратность), то тогда эти конструкты не оказываются независимыми и не должны считаться таковыми ни с теорет., ни с эмпирической т. зр. Для преодоления влияния С. ж. на результаты тестов типа самоотчетов предложен ряд методов. Во-первых, при разработке теста можно использовать формат вынужденного выбора ответов. Вслед за этим варианты ответов на любой пункт должны быть уравнены с т. зр. их С. ж. Во-вторых, можно отобрать тестовые пункты, к-рые в большей степени репрезентируют психол. понятие интереса, чем С. ж. Это требует использования стратегии разработки теста, предполагающей такую форму отбора пунктов из более широкой совокупности тестовых стимулов, при к-рой отбираемые пункты к.-л. образом оценивались на соответствие содержанию и устойчивость к искажающим влияниям (напр., С. ж.). В-третьих, можно разрабатывать тестовые инструкции таким образом, чтобы они снижали вероятность того, что респонденты будут отвечать исходя из С. ж. В такие инструкции, напр., может включаться подчеркивание анонимности исслед. или предупреждение о том что неточные ответы могут оцениваться. В-четвертых, влияние С. ж. может статистически исключаться из тестовых показателей на этапе обработки ответов. Это предполагает включение в состав теста специальной шкалы С. ж., оценки по к-рой затем использовались бы для корректировки показателя по интересующей психол. характеристике. См. также Оценка личности, Я-концепция, Самооценка, Методы тестирования Р. Р. Холден

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психологическая энциклопедия

Найдено схем по теме Социальная желательность — 0

Найдено научныех статей по теме Социальная желательность — 0

Найдено книг по теме Социальная желательность — 0

Найдено презентаций по теме Социальная желательность — 0

Найдено рефератов по теме Социальная желательность — 0

Вы можете заказать написание реферата: