Социальная желательность

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Социальная желательность
Social desirability). Наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально желательные ответы на вопросы теста.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
стремление испытуемого давать о себе социально одобряемую, желательную информацию, приводящее к ошибкам в постановке психологического диагноза.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

Социальная желательность
элемент мотивационно-потребностной сферы, который характеризуется тем, что индивид стремится представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
1. Те характеристики, которые обычно одобряются обществом и которые делают их обладателя социально привлекательным. 2. Предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

социальная желательность

(от лат. socialis – общественный) – эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально благоприятном аспекте. Есть методики, диагностирующие степень с.ж.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Социальная желательность
Словообразование. Происходит от лат. socialis - общественный.
Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной желательности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
фактор, искажающий самоотчеты - в частности, ответы на пункты опросников личностных - путем увеличения частоты тех самоотчетов, что кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние желательности социальной нужно учитывать при разработке любых опросников, тестов и шкал, использующих самоотчеты. Есть ряд способов, уменьшающих их влияние - например, составление каждого пункта опросника из двух альтернатив, равных по желательности. Кроме того, разработаны методики, специально измеряющие Склонность испытуемого давать социально желательные ответы.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
1. Характеристики поведения, которые, будучи социально одобряемыми, делают человека, ведущего себя соответствующим образом, социально привлекательной личностью. 2. Преднастройка или установка, в соответствии с которой человек реагирует на социально-оценивающие вопросы таким образом, чтобы быть довольным собой и оставаться привлекательным для других людей. 3. В социальной психологии – типичная ошибка, характерная для самооценочных методов. Она выражается в склонности опрашиваемых скрывать вещи, неприятные для них или представляющие их в негативном свете в глазах окружающих, и, наоборот, преувеличивать свои заслуги, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих людей. См. методы исследования самооценочные, психология социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Социальная желательность
social desirability) Под С. ж. понимается склонность людей представлять себя в преимущественно выгодном свете. В области психол. тестирования понятие С.ж. на протяжении десятилетий вызывало горячие дискуссии. Споры разворачивались вокруг определения С. ж., ее распространенности, проблем, к-рые она вызывает в связи с интерпретацией психол. тестов, и методов ее контроля. С. ж. в разное время определялась по-разному: как тяготение к культурно санкционированным и одобряемым ответам, как тенденция давать социально желательные ответы на утверждения, предлагаемые для характеристики себя, как склонность описывать себя в терминах, расцениваемых как желательные, или как склонность представлять себя в благоприятном свете. Во всех определениях акцентируется определенный стиль реагирования безотносительно к специфическому содержанию личностной характеристики, к-рую предназначен измерять психол. тест. Отсюда потенциальная проблема для психол. теста состоит в том, представляет ли полученный по тесту высокий балл действительно высокую оценку измеряемой тестом характеристики или скорее тенденцию представлять себя в выгодном свете. Напр., действительно ли высокий балл но тесту, измеряющему честолюбие, отражает высокий уровень честолюбия респондента или тенденцию этого респондента отвечать на пункты теста исходя из желательности ответов? Вероятность существования таких двусмысленных интерпретаций повлекла за собой многочисленные дискуссии и исслед. Исслед. способов измерения С. ж. привело к выводу о существовании двух аспектов С. ж. Первый касается себя и убеждения в собственной способности. Второй связан с ориентацией на других и может отражать либо межличностную чувствительность, либо сознательное намерение контролировать производимое впечатление. Следует отметить, что индивидуальные тесты, предусматривающие оценку С. ж., могут измерять к.-л. один или оба этих аспекта. Большинство исслед. полагают, что тесты типа самоотчетов, к-рые разрабатываются без специально предпринимаемых попыток минимизировать влияние этого стиля реагирования, будут подвергаться сильному воздействию С. ж. Поэтому любые интерпретации результатов таких тестов будут двусмысленными и сомнительными. Этой т. зр. противостоит мнение о том, что С. ж. сама является личностной переменной и, следовательно, законным компонентом индивидуальных различий. Напр., можно возразить, что сильное убеждение в собственных способностях (т. е. С. ж.) - вполне законный аспект понятия честолюбия. Однако это порождает следующую проблему: если С. ж. яв-ся компонентом целого ряда разных личностных конструктов (напр. таких, как честолюбие, дружелюбие, аккуратность), то тогда эти конструкты не оказываются независимыми и не должны считаться таковыми ни с теорет., ни с эмпирической т. зр. Для преодоления влияния С. ж. на результаты тестов типа самоотчетов предложен ряд методов. Во-первых, при разработке теста можно использовать формат вынужденного выбора ответов. Вслед за этим варианты ответов на любой пункт должны быть уравнены с т. зр. их С. ж. Во-вторых, можно отобрать тестовые пункты, к-рые в большей степени репрезентируют психол. понятие интереса, чем С. ж. Это требует использования стратегии разработки теста, предполагающей такую форму отбора пунктов из более широкой совокупности тестовых стимулов, при к-рой отбираемые пункты к.-л. образом оценивались на соответствие содержанию и устойчивость к искажающим влияниям (напр., С. ж.). В-третьих, можно разрабатывать тестовые инструкции таким образом, чтобы они снижали вероятность того, что респонденты будут отвечать исходя из С. ж. В такие инструкции, напр., может включаться подчеркивание анонимности исслед. или предупреждение о том что неточные ответы могут оцениваться. В-четвертых, влияние С. ж. может статистически исключаться из тестовых показателей на этапе обработки ответов. Это предполагает включение в состав теста специальной шкалы С. ж., оценки по к-рой затем использовались бы для корректировки показателя по интересующей психол. характеристике. См. также Оценка личности, Я-концепция, Самооценка, Методы тестирования Р. Р. Холден

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
168.31 кб

Социальная желательность и подавление эмоций у сотрудников МВД

Падун Марина Анатольевна, Сорокко Евгения Александровна
В статье отражены результаты изучения взаимосвязи феномена социальной желательности, характерного для сотрудников органов внутренних дел, склонности к подавлению эмоций и признаков психической дезадаптации.
Читать PDF
362.68 кб

Социальная желательность и стиль межличностных отношений в семье

Кондратьева У. Г.
Анализируется соотношение социальной желательности как особого психологического образования и преобладающего типа межличностных отношений в семье.
Читать PDF
826.01 кб

Факторный анализ отчужденности, лжи и социальной желательности у студентов педагогического вуза

Гусева Ирина Сергеевна
В статье рассматривается ложь и социальная желательность в практике психологического исследования, их взаимосвязь с другими параметрами отчужденности.
Читать PDF
283.17 кб

Социально-психологическое исследование гендерных различий в отношении к изменениям и желательности к

Колиниченко Ирина Александровна
Целью исследования является анализ взаимосвязи между образом Я и возможностью изменений, желательностью своих качеств мужчин и женщин предпринимателей.
Читать PDF
480.85 кб

Определение уровня социальной желательности ответов респондентов, обследуемых в области экологическо

Дорофеева Галина Анатольевна
В целях оптимизации усилий по формированию владений экологическими навыками как учёные, так и педагоги-практики проводят исследования с людьми различных возрастов.
Читать PDF
232.93 кб

Надежность и структура шкалы социальной желательности TALIS: оценка в рамках современной теории тест

Капуза Анастасия Васильевна, Тюменева Юлия Алексеевна
Один из способов контролировать влияние социальных ожиданий на ответы респондентов — использовать шкалы социальной желательности вместе с основными вопросами.
Читать PDF
218.76 кб

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЖИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СИЛОВЫХ СТРУКТУР КАК СТРЕМЛЕНИЕ СКРЫВАТЬ «

Гусева И. С.
Проблема сокрытия, ложности ответов представителями силовых структур на утверждения «Опросника диагностики отчужденности личности» и методики «Экспериментальная диагностика побуждений Л. Зонди» на этапе валидизации «ОДОЛ».