РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
— социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
quot;общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности". (Буева, 1967, с. 46-55
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение (статус) в обществе.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Социальная роль
социально одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
роль социальная (социально-психическая)
(от франц. role) – совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Роль социальная
понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
Социальная роль
программа действий человека в связи с принятой на себя функцией, выработанная обществом. Дома человек выполняет роль супруга, родителя, на работе — профессионала, подчиненного, начальника, в общественной работе — роль профсоюзного лидера, политика и т. д.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
есть функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; роль должна пониматься в двух смыслах: как положение, занимаемое человеком в группе... и как конкретное воплощение этого положения... (Н.Д. Левитов).
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
понятие, обозначающее совокупность психологических свойств и форм поведения, характерных для человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например, Р.с. лидера, руководителя, родителя, ребенка, учителя и т. д. См. лидер, роль.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
комплекс обычаев и/или конвенциальных норм, предписывающих определенные формы, методы, стиль исполнения социальной функции, а также действующие в данной культуре бытовые (повседневные) представления о фактическом порядке ее исполнения. (Косолапов Н.А., с.106)
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
положение, занимаемое человеком в обществе, группе людей и связанные с ним формы поведения. В понятие Р.с. также входят типичные психологические особенности лиц, занимающих такое положение (например, роли родителя, учителя, ребёнка, ученика, начальника, подчинённого и т.д.).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Социальная роль
осуществление своих прав и выполнение своих обязанностей, которые человеку предписывает его социальный статус (отца, матери, учителя и т.д.). В психопатологии нередко встречается игнорирование своей социальной роли, как и отождествление ее с собственной личностью. Нередко и у здоровых индивидов возникают сложные психологические ситуации, когда индивид одновременно должен играть несколько противоречащих одна другой ролей. Этот ролевой конфликт может быть ситуацией, способной повлечь развитие невротических симптомов.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
динамический аспект социального статуса, раскрывающий степень соответствия, меру и стилевые особенности выполнения личностью тех функций, которые заданы со стороны группы для той или иной позиции (статуса). Несмотря на формальные требования к выполнению социальной роли, оно приобретает субъективную окраску, несет печать индивидуальных особенностей и психических состояний. Человек может внутренне принять роль и искренне, с чувством удовлетворения ее исполнять. Принятие человеком той или иной социальной роли зависит от его потребностей, интересов, склонностей и способностей, от стремления к самореализации и самоутверждению. Важно, чтобы детерминация социальных ролей открывала возможности для творчества, саморазвития личности, достижения положительных результатов. В ролевом поведении проявляется индивидуальность человека. Вступая во взаимодействие, каждый ориентируется на статус другого (см. Статус) и подбирает для себя соответствующую роль. Однако, хотя в разных ситуациях человек исполняет разные роли, он все же постоянно остается самим собой, сохраняя свое «Я».
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
ее выполнение - это осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением социальным.
Набор ролей социальных весьма широк и разнообразен. Каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни личности.
Человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности. Близки к этому ситуации временного "обезроливания" - например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях. Подобные ситуации социального уравнивания, иногда даже - социальной инверсии, весьма интересны, ибо проявляют степень жесткости связи личности со своей ролью.
Если присмотреться ко всем фактам, составляющим "феноменологию ролей социальных", то можно заключить, что освоение ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.
Роль социальная во всей оформленности и определенности, с запрограммированной системой действий и отношений входит в личность и становится ее органической частью. Но в обычных случаях личность, так ассимилируя роль, сама этой ролью целиком не ассимилируется; полное совпадение структур роли и личности возможно лишь как эпизод в развитии личности. Выход личности за пределы роли, перерастание ею роли весьма напоминают аналогичную динамику при идентификации (-> механизм идентификации). И так происходит с большинством личностей, с большинством ролей.
Возможны и отклонения от этого правила, случающиеся, если личность достаточно слабая или роль достаточно сильная. В первом случае даже незначительная должность или положение может целиком наполнить жизнь человека, определить его чувства и отношения. Во втором случае роль оказывается трудно преодолимой из-за ее широты и жесткости.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
РОЛЯ САЦЫЯЛЬНАЯ / SOCIAL ROLE– нормативный образец поведения, заданный обществом и ожиданиями окружающих в соответствии с занимаемой индивидом позицией в системе социальных связей и отношений, независимо от индивидуальных особенностей личности. Принято различать формальные и неформальные, конвенциональные и межличностные, активные и латентные, предписанные и достигнутые, а также профессиональные, семейные, гендерные, внутригрупповые и прочие роли. Термин «роль» в социальную психологию ввел Дж. Г. Мид– родоначальник символического интеракционизма, представители которого внесли существенный вклад в изучение природы ролевого поведения. Анализом проблематики занимались В. Аллен, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Т. Сарбин, Т. Ши бута ни, Э. Эриксон, а также Л. П. Буева, Е. И. Захарова, И. С. Кон, О. В. Рубцова и др. Противоречие требований ролей может стать источником ролевого конфликта (см. Внутренний конфликт). В психологии активно разрабатывается проблематика рабоче-семейных, гендерных и других ролевых конфликтов (О. А. Гаврилица, П. П. Горностай, Н. В. Кулагина, Е. Е. Корнеева, Ю. А. Смирнова и др.). Когнитивные репрезентации содержания роли– ролевые схемы– складываются в процессе социализации еще до включения человека в соответствующую сферу деятельности, выполняя ориентирующую функцию. Проигрывание человеком существующих в культуре образцов ролевого поведения– «ролевая проба» или «ролевое экспериментирование»– выполняет функцию ролевой самоидентификации и тесно связано со становлением личности субъекта, развитием его самосознания. Несмотря на формальные требования к выполнению социальной роли, оно приобретает субъективную окраску, несет печать индивидуальных особенностей и психических состояний. Человек может внутренне принять роль и искренне, с чувством удовлетворения ее исполнять. Принятие человеком той или иной Р. с. зависит от его потребностей, интересов, склонностей и способностей, от стремления к самореализации и самоутверждению. Важно, чтобы детерминация Р. с. открывала возможности для творчества, саморазвития личности, достижения положительных результатов. В ролевом поведении проявляется индивидуальность человека. Вступая во взаимодействие, каждый ориентируется на статус другого и подбирает для себя соответствующую роль. Хотя в разных ситуациях человек исполняет разные роли, он все же постоянно остается самим собой, сохраняя свое «Я». Вместе с тем влияние Р. с. может приводить к значительным изменениям личности. Пример такого вживания в роль продемонстрировал Стэнфордский тюремный эксперимент (Ф. Зимбардо), участники которого играли роли надзирателей и заключенных. Механизм влияния исполнения роли на поведение и установки человека активно используется в социально-психологическом тренинге, одним из базовых методов которого является ролевая игра. Для изучения ролевого репертуара личности может использоваться тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда. Диагностика ролевых конфликтов может осуществляться с применением методики «Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя» (С. И. Ерина), опросника, диагностирующего степень выраженности ролевого конфликта работающей женщины (О. А. Гаврилица), методики диагностики конфликтов «работа– семья» и «семья– работа» Р. Нетемайера, Дж. Булса и Р. МакМюррена в переводе и адаптации А. Ю. Смирновой, опросника «Шкала локуса ролевого конфликта» П. П. Горностай. Ю. С. Смирнова
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
Социальная роль
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего "Я" в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое "Я" и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ("Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу"); 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на 3. то, что видят ("Я уверена, что им нравится моя новая прическа"); 4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других ("Видимо, я буду всегда так причесываться"). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я". По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.
Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001