СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социальная перцепция
восприятие, понимание и оценка человеком других людей.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
процесс восприятия социальных объектов, (людей, социальных групп, социальных общностей).

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
(лат. perceptio — восприятие) — восприятие человека человеком; проблема, разрабатываемая А. А. Бодалевым.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Социальная перцепция
область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Социальная перцепция
восприятие и оценка индивидом различных социальных объектов, например, отношения к нему со стороны других людей. В клинической практике встречается достаточно часто, это, например, идеи отношения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Социальная перцепция
Автор. Дж.Брунер (1947 г.).
Категория. Феномен восприятия.
Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д.
Литература. (Ред.) Андреева Г.М., Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе. М., 1981

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

перцепция социальная

восприятие, изучение, понимание, оценка людьми, социальных обьектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.); процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных обьектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга. Термин "п.с." для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел американский психолог Дж.Брунер.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Перцепция социальная
восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов со своей социальной позиции. Типичная реакция – понимание, сочувствие лиц того же общества или круга; неприятие оценок индивида людьми другого социального круга как предвзятых, неадекватных. Так, люди высших классов общества воспринимают людей низших его слоев как грубых и необразованных, находящихся на низком уровне нравственности. Люди низших слоев воспринимают (в целом, в качестве общей тенденции) интеллектуалов и социальную элиту как паразитов, живущих за счет их труда. Ср. аттитюд, социальная установка.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
1. В широком значении слова-любой аспект восприятия (перцепции), который включает восприятие того, что относится к обществу (к людям, социальным событиям и т. п.). Термин П.с. обычно используется для характеристики акта осознания человеком происходящих вокруг него социальных событий и поведения других людей, в котором проявляются их мотивы или социальные установки. 2. В узком, специальном значении П.с.-это процесс восприятия человеком себя как личности, а также окружающих людей, социальных событий и человеческих отношений. Субъектом П.с. может стать не только отдельно взятый человек, но также группы людей и их отношения. См. перцепция, самовосприятия теория, человека восприятие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
от лат. perceptio – восприятие, socialis – общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, социальных групп) в процессе общения и совместной деятельности. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер в 1946 г. для обозначения феномена социальной обусловленности восприятия. По мнению ряда специалистов, является центральным звеном системы общения. Выполняет две основные функции: а) диагностическую и б) регулятивную. Деформация в сфере П. с. ведет к конфликтному функционированию всей системы общения. Напр., диссонанс внутри установок и между установками становится конфликтогенным фактором, основой возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов. Деформация социальных установок препятствует социально-адаптивному поведению. Коррекционно-диагностический подход к личностным установкам как ролевым стабилизаторам является средством профилактики конфликтов в общении (Л. К. Качалов, 1997). Он позволяет выделить актуальные личностные конструкты, установки и на этой основе прогнозировать конфликтное взаимодействие. Коррекционное воздействие на социальные установки через систему П. с. позволяет управлять конфликтами в общении.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей, и пр.
Этот термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации и пр.
Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и объектов социальных (других людей, групп, классов, народностей и пр.), ситуаций социальных и пр. Было установлено, что восприятие объектов социальных имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:
1) объект социальный не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону;
2) внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (-> атрибуция каузальная);
3) восприятие объектов социальных характерно большей слитностью познавательных компонент с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
В этой связи данный термин имеет в психологии социальной расширительное толкование, что отличает его от толкования в психологии общей. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в психологии общей основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в психологии социальной изучение перцепции социальной связано с уточнением ее роли в регуляции поведения и деятельности индивида и групп социальных (-> теория соответствия когнитивного) и с уточнением характеристик субъекта и объекта восприятия.
Первоначально выделялись три класса социальных объектов: другой человек, группа и общность социальная; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно самостоятельных класса процессов перцепции социальной: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В отечественной психологии принцип деятельности позволил представить группу социальную как субъект деятельности и поэтому - как субъект восприятия. Было выделено восемь вариантов перцепции социальной: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и "чужой" группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой другой группы или групп. Тем самым в исследования вводится "групповой контекст" (принадлежность к своей или "чужой" группе), а также учитывается принцип зависимости отношений межличностных от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях деятельности совместной в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся:
1) формирование нормативов и эталонов перцепции социальной;
2) структурная типология восприятия межличностного и межгруппового;
3) восприятие статуса индивида в группе;
4) точность и адекватность взаимного восприятия людьми;
5) закономерности и эффекты восприятия межгруппового, и пр. (-> эффект первичности; эффект недавности; эффект ореола).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Социальная перцепция
совокупность процессов, обеспечивающих восприятие и познание людьми друг друга в ходе межличностного взаимодействия и общения. Термин введен в 1947 г. Дж. Брунером. Вначале это понятие использовали, чтобы показать, какое влияние на восприятие в общепсихологическом смысле этого слова (перцепцию) оказывают социальные факторы. Затем содержание толкования несколько изменилось. Под С. п. стали понимать восприятие так называемых социальных объектов (других людей, групп, больших социальных общностей).
С. п. включает ряд взаимосвязанных процессов. Мы воспринимаем поведение другого человека, интерпретируем таковое (в частности, строим предположения о его причинах и возможных последствиях), даем ему эмоциональную оценку, наконец, решаем, как нам самим следует вести себя в данной ситуации, т. е. выстраиваем стратегию собственного поведения. С. п. обеспечивает взаимодействие людей и во многом определяет его характер.
В ее структуре выделяют партнера-наблюдателя, партнера-наблюдаемого и ситуацию (контекст) С. п.
В процессе С. п. задействуются определенные психологические механизмы, обеспечивающие взаимопонимание партнеров: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция. При идентификации мы стараемся понять другого человека, уподобляясь ему, как бы пытаясь поставить себя на его место, а при эмпатии — постичь эмоциональное состояние того. Здесь большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний. Рефлексия означает осознание человеком того, как он воспринимается своим партнером по общению. Аттракция — это механизм понимания другого человека на основе глубокого чувства к нему. Она отнюдь не обеспечивает объективности и беспристрастности такого восприятия, но позволяет понять его чувства, состояния, представления о жизни.
Процессы С. п. порождают явления казуальной (от лат. casualis — «случайный, совершающийся в зависимости от случая») атрибуции (приписывания людьми друг другу причин поведения, образцов поведения, более общих личностных характеристик), а также стереотипизации. Суть последней заключается в том, что, определив принадлежность человека к определенной социальной группе, наклеив на него своеобразный ярлык, мы заранее наделяем его определенным набором качеств, свойственных, с нашей точки зрения, всем представителям данной группы (см. Эффект стереотипизации).
Естественно, что повышение точности С. п. — одна из важнейших задач современной практической психологии, решаемая на специальных тренингах и обучающих семинарах.
Социальная психология личности раздел социальной психологии, рассматривающий закономерности поведения и деятельности личности, включенной в конкретную реальную социальную группу. Поскольку личность — предмет многих наук, поиск специфического для С. п. л. как особой научной дисциплины осуществляется при сравнении общепсихологического, социологического и социально-психологического подходов к пониманию личности.
Представления об этой специфике многообразны, и в настоящее время не существует единого общепринятого определения предмета С. п. л.
Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу, и исследование их взаимоотношений предполагает рассмотрение проблем, возникающих в группах с позиции личности.
Существует и ряд специальных проблем, которые плохо изучены, но также составляют проблематику С. п. л.: рассмотрение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микросреды, через которые проходит путь ее развития, — проблема социализации; как личность действует, активно общаясь с другими в реальных ситуациях и группах, — проблема социальной установки (см. Установка когнитивная); какие свойства и каким образом формируются в личности и затем проявляются в реальных ситуациях взаимодействия с другими — проблема социально-психологических качеств личности.
Литература
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Перцепция социальная
лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин П. с., ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и т. наз. социальных объектов (др. людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П. с. сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в т. ч. причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационносмысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии осн. акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение П. с. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли П. с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп. Первоначально (в 1950-х) выделялись 3 класса социальных объектов: др. человек, группа и социальная общность; в кач. субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 1970-х) появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись 3 относительно самост. класса процессов П.с: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В советской социальной психологии первые исследования в области П. с. были посвящены восприятию и оценке человека человеком (Бодалев, 1965). Введение в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности и на этом основании - как субъект восприятия (Г. М. Андреева, 1977). Было выделено 8 вариантов П.с: восприятие членами группы друг друга и членов др. группы, восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы, восприятие группой своего члена и члена др. группы, восприятие группой др. группы (или групп). Тем самым в исследования П. с. вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П. с., структурная типология межличностного и межгруппового восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия и т. д. (эффект первичности; эффект новизны, эффект ореола). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998; Она же. Психология социального познания: Учеб. пособие. М., 1997; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. Г. М. Андреева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Перцепция социальная
от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный] — восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.). В середине XX века Дж. Брунер ввел в психологический лексикон данный термин практически с единственной целью — подчеркнуть принципиальную специфику процесса восприятия именно социальных объектов социальными субъектами, которая определяется, прежде всего, тем, что не только параметры воспринимаемого объекта оказываются в данном случае значимыми, но и характеристики самого субъекта восприятия и обстоятельства самой ситуации (значимость для субъекта проблемы, в рамках решения которой осуществляется процесс социальной перцепции и т. п.). Таким образом, в определенном смысле термин «социальная перцепция», будучи «видовым» по сравнению с «родовым» термином общей психологии «перцепция», является вполне содержательно самоценным в рамках социальной психологии. Определяется это, в первую очередь, тем, что существует, по мнению специалистов-психологов, в этой области, как минимум, три качественных различия восприятия социальных и неодушевленных объектов (в последнее время в рамках экологической психологии проведены исследования, показывающие, что в целом ряде случаев восприятие, оценка и понимание «природных» объектов может рассматриваться как один из частных вариантов перцепции объектов социальных). «Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта» (В. С. Агеев). Таким образом, социальная перцепция, хоть и является лишь «дочерним» понятием в сравнении с общепсихологическим понятием «перцепция», качественно в психолого-содержательном смысле позволяет дать «расширенное» описание процесса восприятия, подразумевая и характеристики социального субъекта, и социального объекта перцепции, специфику самого процесса и его результата в первую очередь социальных последствий. На сегодняшний день в качестве субъектов социальной перцепции рассматривают отдельную личность, социальную группу и общность. Таким образом, можно говорить о самовосприятии, межличностном восприятии, межгрупповом восприятии, о восприятии личностью группы, о восприятии группой личности. Крайне важными особенностями протекания процесса социальной перцепции являются эффекты межличностного восприятия, оценки и характер понимания социальными субъектами социальных объектов (прежде всего, это эффекты бумеранга, новизны, ореола, стереотипизации и т. д.).
В современной социальной психологии накоплен поистине огромный массив исследований тех или иных аспектов социальной перцепции. Большой блок такого рода исследований направлен на изучение процесса формирования социальных суждений. Основными этапами этого процесса традиционно считаются сбор и анализ информации с последующей ее интеграцией в суждение.
Как правило, приступая к сбору информации о том или ином социальном объекте, большинство людей предполагает решать эту задачу максимально объективно и беспристрастно. Однако в силу изложенных выше качественных особенностей восприятия одушевленных объектов, информация подвергается существенным искажениям. Более того, это в известной степени справедливо и в отношении восприятия объектов неодушевленных. Наиболее часто искажение информации является следствием априорных ожиданий, избирательности и ограниченности данных и некорректной экстраполяции выводов, сделанных в иных сферах жизнедеятельности, в область оценивания.
Априорные ожидания основываются на предшествующем личном опыте, стереотипах и предварительной информации. Например, большинство молодых людей, получив от приятеля предложение познакомиться с «интересной девушкой» (предварительная информация), интерпретируют данное заявление, прежде всего, как относящееся к внешней привлекательности предполагаемой партнерши (личный опыт и стереотип). Однако совершенно не исключено, что приятель, характеризуя девушку как «интересную», имел в виду прежде всего личностные качества — широту кругозора, чувство юмора и т. п. В этом случае образ социального объекта, сформировавшийся у молодого человека на основе априорных ожиданий, скорее всего будет существенно отличаться от реальности, что может осложнить установление позитивно окрашенных межличностных отношений и даже сделать их вовсе невозможными. Целый ряд зарубежных психологов выделяют три основных фактора, связанных с априорными ожиданиями, которые порождают наибольшее количество проблем: «Первый фактор — ошибочные ожидания. ...То, что вы позволите данному ожиданию влиять на проводимый вами сбор информации, может привести вас к неверным выводам. Вторая ситуация возможного возникновения проблем, связанных с априорными ожиданиями, возникает, когда человек, вовлеченный в процесс социального познания, не способен заметить того факта, что априорные ожидания вносят искажение в сбор информации. ... Отсутствие осознания означает, что в дальнейшем вы не сможете исправить эффект искажения, вызванный априорным впечатлением. ... И третье. Априорные ожидания могут стать источником проблем, когда они берут верх над рассмотрением информации в целом»1. В рассмотренном примере налицо ошибочное ожидание. Если молодой человек сочтет исходное замечание приятеля исчерпывающим и достаточным, это будет означать отсутствие осознания. Наконец, если встретив девушку, чья внешность не отвечает стереотипу фотомодели, он быстро свернет разговор, сославшись на занятость: налицо игнорирование более широкого информативного контекста под влиянием априорных ожиданий.
Избирательность и ограниченность информации сама по себе является необходимой для формирования социальных суждений. Попросту невозможно собрать и проанализировать абсолютно все факты, касающиеся того или иного социального объекта. Однако, «...суждения, сформированные на основании ограниченной информации, могут быть ошибочны в тех случаях, когда существуют искажения информации. Например, если вас знакомят с особенно открытым и дружелюбным сотрудником, ваше впечатление о качествах, свойственных всем работающим в компании, могут подвергнуться ложному влиянию.... Даже когда люди предупреждены о возможном искажении информации, они не всегда способны осознать значение подобного искажения. Например, при проведении одного исследования психологи говорили участникам, что будут смотреть видеокассету с записью интервью с тюремным охранником. Одним участникам сказали, что этот охранник является типичным представителем большинства охранников, работающих в тюрьмах, в то время как другим сообщили, что он заметно от них отличается. В третьем случае участникам вообще не предоставили никакой информации о том, насколько типичен данный охранник. Затем половина участников посмотрела кассету, на которой охранник представал как остро сопереживающий, заботливый человек. Другая половина смотрела кассету, которая рисовала портрет жесткой, мужественной и коварной личности. Затем участникам задали ряд вопросов о системе правосудия, в том числе о том, какие люди идут работать тюремными охранниками. Результаты показали, что участники, посмотревшие интервью с “человечным” охранником, выказывали более благоприятное отношение к тюремным охранникам, чем те, кто видел интервью с “жестоким” охранником. Что более важно, на суждение участников о тюремных охранниках не оказало влияние то, говорили ли им или нет о типичности охранника, с которым проводилось интервью»2.
Типичным примером некорректной экстраполяции «...является различие между статистической информацией и информацией, называемой “историей случая”. Статистическая информация представляет данные о большом количестве людей, в то время как история случая имеет дело только с несколькими определенными индивидами. Когда люди имеют доступ как к статистической информации, так и к противоречивой, но более яркой информации отдельного случая, последняя часто оказывает более сильное влияние на их суждения»1. Например, практически каждый осведомлен о статистике выигрышей и проигрышей в казино. Однако соблазненное широко рекламируемыми примерами единичных лиц, сорвавших «джек-пот», множество людей садиться за игровой стол, надеясь, что им также повезет.
На следующем этапе формирования социального суждения — интеграции информации, как правило, задействован целый ряд субъективных факторов таких как атрибуция, предрасположенность в пользу своего «Я», настроение, подверженность групповому фаворитизму и др. В этой связи, даже если на предшествующем этапе была собрана достаточно полная и качественная информация, окончательное суждение о социальном объекте все равно не будет в полной мере отвечать критериям рациональности и объективности. При этом большинство людей субъективно убеждены в непогрешимости и обоснованности собственных суждений. Такого рода интеллектуальное тщеславие в современной социальной психологии обозначается как феномен самонадеянности. Впервые он был экспериментально зафиксирован в исследовании Д. Канимана и Э. Тверски, в ходе которого испытуемым задавали «...вопросы, связанные с реальными фактами, и просили их заполнить бланки, например “Я на 98% уверен, что расстояние по воздуху между Нью-Дели и Бейджингом более чем ... миль и менее чем ... миль”. Большинство испытуемых были самонадеянны — примерно в 30% случаев правильные ответы были за пределами заданного интервала.
Чтобы узнать, распространяется ли самонадеянность на мнение о социальном окружении, Д. Даннинг и его сотрудники придумали одну игру. Они просили студентов Станфордского университета предположить, как незнакомые люди ответили бы на вопросы типа: “К трудному экзамену вы готовились бы самостоятельно или вместе с кем-то?” и “Какими вы считаете свои конспекты — аккуратными или неряшливыми?”. Зная тип вопросов, но не сами вопросы, испытуемые сначала расспрашивали человека о его образовании, интересах в учебе, стремлениях, знаке Зодиака — обо всем, что, как они полагали, могло бы им пригодиться. Затем, когда люди выбирали из 40 предложенных на выбор утверждений 20, интервьюеры спрогнозировали их ответы и оценили точность своих предсказаний.
Интервьюеры предугадали ответы в 63% случаев, превысив вероятность на 13%. Но в среднем они были уверенны в своих прогнозах на 75%»2. Аналогичная самонадеянность свойственна многим людям и когда речь идет о самовосприятии.
И все-таки процесс сбора информации остается определяющим с точки зрения социальной перцепции. В этой связи представляют большой интерес последние исследования систем восприятия. На протяжении многих лет в социальной психологии господствовало убеждение, что наиболее значимым является визуальный канал восприятия, поскольку именно через него считываются невербальные сигналы личности, являющиеся наиболее информативными в контексте межличностного взаимодействия. Однако результаты эксперимента, поставленного в США в начале 80-х гг. прошлого века, позволяют усомниться в абсолютной справедливости данной точки зрения. В ходе исследования, испытуемым показывали «...записи телевизионных дебатов, состоявшихся в 1976 году между Уолтером Мондейлом и Робертом Доулом, двумя кандидатами на пост вице-президента. Начало дебатов было приятным, но затем дискуссия приобрела возбужденный и враждебный характер. Исследователи отобрали 12 отрывков из выступления каждого оратора, в половине из которых демонстрировались положительные эмоции, а в половине — отрицательные. Затем каждому участнику были показаны эти отрывки в одном из четырех условий:
1) аудио-визуальном — стандартная версия, записанная на видео-кассету;
2) только вербальном — письменная расшифровка стенограммы;
3) только видео — с выключенным звуковым каналом;
4) паралингвистическом — только звуковая дорожка, но с отфильтрованным содержанием, что делало речь непонятной, в то время как такие невербальные особенности, как высота тона, уровень громкости, темп и т. д., были сохранены.
Вербальное содержание оказалось решающим для определения того, какие эмоции выражались: позитивные или негативные; т. е. вербальная информация была наиболее важной, что противоречит предположениям о значении невербальных коммуникаций»1.
Результаты этого и ряда других исследований позволили некоторым социальным психологам прийти к выводу о том, что «в целом вербальный канал, т. е. информация, которую люди сообщают о себе, представляется гораздо более важным для всех типов суждений о людях, в том числе и суждений об их эмоциональном состоянии»2.
Понятно, что было бы преждевременно кардинально пересматривать традиционные взгляды на роль и значение невербальной коммуникации, речь идет скорее о более внимательном отношении к вербальным аспектам социальной перцепции, которым зачастую не уделяется достаточного внимания социальными психологами-практиками при планировании и проведении тренинговых и иных обучающих мероприятий.
Практический социальный психолог, планируя свое собственное профессиональное воздействие на группу в целом и на отдельных ее членов, должен учитывать те особенности социальной перцепции, которые в решающей степени определяют характер и насыщенность влияния, а также детально анализировать специфику социально-перцептивных процессов, характеризующих систему межличностных взаимоотношений в группе и особенности ее отношений с широким социумом.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
354.17 кб

Особенности социальной перцепции

Фомиченко Анна Сергеевна
В психолого-педагогическом аспекте межличностное восприятие рассматривалось многими российскими и зарубежными психологами и педагогами.
Читать PDF
590.51 кб

Социальная перцепция в социальных сетях

Войскунский Александр Евгеньевич
В статье дается обзор направлений отечественных и зарубежных исследований в области социальной перцепции (именуемой также восприятием человека человеком, межличностным познанием и др.).
Читать PDF
799.01 кб

Особенности социальной перцепции студентов

Шлыкова Анна Павловна
В статье рассматривается процесс формирования и развития компетенций педагога начального и дошкольного образования. Анализируется инклюзивная образовательная среда.
Читать PDF
338.68 кб

Социальная перцепция детей из неполных семей

Комкова Елена Ивановна
В статье сравниваются результаты исследования восприятия детьми старшего дошкольного возраста взрослых людей в ближайшем микросоциальном окружении из полных и неполных семей.
Читать PDF
679.35 кб

Групповой субъект в зеркале социальной перцепции

Гайдар Карина Марленовна
Обсуждается актуальная проблема психологии группового субъекта его восприятие другими субъектами (индивидами и группами) и самовосприятие.
Читать PDF
254.59 кб

Проявление возраста в процессе социальной перцепции

Курышева Ольга Васильевна
Рассматривается процесс социальной перцепции возрастных характеристик.
Читать PDF
2.50 мб

Особенности социальной перцепции в подростковом возрасте

Ростовцева Марина Викторовна, Шайдурова Ольга Валерьевна, Гончаревич Наталья Алексеевна, Ковалевич Игорь Анатольевич
Проблема и цель.
Читать PDF
377.53 кб

Архетипические корреляты социальной перцепции в юношеском возрасте

Паньшина Людмила Васильевна, Перевозкина Юлия Михайловна
Статья посвящена изучению проявлений архетипических оснований в процессе межличностного познания у лиц юношеского возраста. Представлен анализ подходов к пониманию роли архетипов в социальном познании.
Читать PDF
215.10 кб

Социальная перцепция Бхагавад-гиты в контексте философской рефлексии

Антонова Наталья Ивановна
Рассматривается социальная перцепция (СП) древнеиндийского источника (Бхагавад-гиты) как философская проблема, проводятся параллели характеристик СП с этическими коннотациями научного знания, ставшими очевидными в контексте постне
Читать PDF
246.68 кб

Физические характеристики лица человека как фактор социальной перцепции

Зорина С. В., Шалаева Н. Ю.
Статья посвящена проблеме восприятия и познания людьми друг друга.
Читать PDF
335.52 кб

Проблемы семейных взаимоотношений и социальной перцепции образа ребенка

Попова Ирина Сергеевна
В статье приводится краткий анализ психологопедагогической литературы по проблемам семейных отношений и социальной перцепции образа ребенка. Рассматривается дифференциация понятий «тип семьи» и «тип семейных отношений».
Читать PDF
346.47 кб

Типологические особенности социальной перцепции в служебной деятельности

Носов Алексей Владимирович, Поветьев Павел Владимирович
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей социальной перцепции военнослужащих в служебной деятельности. Для определения параметров социальной перцепции применялся «Репертуарный тест личностных конструктов Дж.
Читать PDF
119.41 кб

Эмоциональные составляющие нарушений социальной перцепции при шизофрениии

Рычкова Ольга Валентиновна
Понимание эмоциональных проблем, имеющихся у больных шизофренией, существенно углубилось за последние годы, что находит свое отражение в проводимых исследованиях.
Читать PDF
149.35 кб

Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушением зрения

Скоробогатова Наталья Владимировна
В статье рассматривается одна из ключевых проблем, находящаяся на стыке социальной и специальной психологии. Делается акцент на изучение проблемы социальной перцепции при зрительной депривации.
Читать PDF
362.58 кб

Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения

Вишневская Оксана Николаевна
В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.

Похожие термины:

  • Гендер и социальная перцепция

    Основными источниками формирования представлений о личности др. человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, по