Социализация личности
социализация личности
процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Включает целенаправленное воздействие на личность в процессе воспитания и стихийное влияние на ее формирование различных условий и обстоятельств жизни.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В процессе С. л. особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе С. л. почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс С. л. факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. С. л. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного ее воспитания. Начинается С. л. в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве, в армии.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
САЦЫЯЛІЗАЦЫЯ АСОБЫ / SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой– процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Понятие ввел американский социолог Ф. Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887) как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В отечественной социальной психологии С. л. предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. На основании этого выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Процесс происходит в трех сферах: деятельность, общение и самосознание. Стадии С. л.: 1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает); 2) стадия индивидуализации (появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения); 3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в об щество); 4) трудовая– охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и производит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность; 5) послетрудовая стадия социализации– рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процесс передачи его новым поколениям. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания. Агенты социализации– это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы С. л. Во всех культурах важнейшим агентом первичной С. л. для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной С. л. являются школа, вуз, армия, церковь. По-новому определяет типы социализации Дж. Арнетт. В противовес теории первичной и вторичной С. л. он предлагает такие понятия, как узкая и широкая С. л. Первая представляет собой усвоение индивидом жестких поведенческих паттернов, полностью определяющих его поведение в той или иной группе (например, в семье), не допускающих девиации. Широкая же предоставляет ему практически полную свободу, он может актуализировать социальные нормы конкретно для себя, действуя практически свободно. Ю. М. Караяни
Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001