Социализация личности

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

социализация личности

процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Включает целенаправленное воздействие на личность в процессе воспитания и стихийное влияние на ее формирование различных условий и обстоятельств жизни.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В процессе С. л. особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т. д.) биологически обусловлены и в процессе С. л. почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс С. л. факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. В ходе воспитания в системе образования формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. С. л. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного ее воспитания. Начинается С. л. в семье и продолжается в школе, вузе, на производстве, в армии.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
САЦЫЯЛІЗАЦЫЯ АСОБЫ / SOCIALIZATION OF AN INDIVIDUAL– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой– процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Понятие ввел американский социолог Ф. Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887) как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». В отечественной социальной психологии С. л. предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. На основании этого выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Процесс происходит в трех сферах: деятельность, общение и самосознание. Стадии С. л.: 1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает); 2) стадия индивидуализации (появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения); 3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в об щество); 4) трудовая– охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и производит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность; 5) послетрудовая стадия социализации– рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процесс передачи его новым поколениям. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания. Агенты социализации– это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы С. л. Во всех культурах важнейшим агентом первичной С. л. для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной С. л. являются школа, вуз, армия, церковь. По-новому определяет типы социализации Дж. Арнетт. В противовес теории первичной и вторичной С. л. он предлагает такие понятия, как узкая и широкая С. л. Первая представляет собой усвоение индивидом жестких поведенческих паттернов, полностью определяющих его поведение в той или иной группе (например, в семье), не допускающих девиации. Широкая же предоставляет ему практически полную свободу, он может актуализировать социальные нормы конкретно для себя, действуя практически свободно. Ю. М. Караяни

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Социализация личности
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
302.53 кб

Социализация личности

Поликанова Елена Петровна
Читать PDF
366.34 кб

Социализация личности студента

Александрович Петр Иванович
В данной статье раскрыты современные подходы к пониманию социализации личности студента в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.
Читать PDF
140.21 кб

Правовая социализация личности

Радченко Тимур Александрович
В статье анализируется процесс правовой социализации и правовой преемственности в современных условиях функционирования российского общества.
Читать PDF
318.74 кб

Импазо-ролевая социализация личности

Перевозкина Юлия Михайловна
В статье отражены основные принципы и подходы к феномену бессознательного детерминирования социализации личности. Обсуждаются базовые методологические основы к пониманию бессознательных тенденций социализации.
Читать PDF
313.96 кб

Информационная социализация личности

Грязнова Е. В.
В статье анализируется многогранный процесс информационной социализации личности в современных условиях. Основные аспекты работы раскрытие инновационного характера теоретических разработок
Читать PDF
160.17 кб

Семья - основа социализации личности

В. Н. Проскурин
Читать PDF
102.64 кб

Влияние среды на социализацию личности

Алигаджиева Нурият Умахановна, Гаджиалиева Раисат Хабибуллаевна, Даитова Патимат Исаевна
Рассмотрены некоторые вопросы социализации личности в современном обществе. Подчеркнута необходимость усиления связи науки и образования в аспекте проблемы.
Читать PDF
126.93 кб

Гендерный аспект социализации личности

Бояк Татьяна Николаевна, Замураева Полина Баировна
На основе анализа научных публикаций, статистических данных, результатов социологического исследования, проведенного Т.Н. Бояк в 2005-2006 гг.
Читать PDF
181.67 кб

Семья как субъект социализации личности

Кутеева В. П., Соловьева О. А.
В статье рассматривается роль семьи в социализации личности ребенка в современной России.
Читать PDF
595.51 кб

Социализация личности: проблема насилия

Маркович Данило , Димитриевич Срольуб
Насилие сегодня носит массовый характер. Оно принимает различные формы, имеет место в странах с различными социально-экономическими условиями, культурами, религиями и типами семейных отношений.
Читать PDF
240.96 кб

Социализация личности в социальных сетях

Шалимов А. Б.
В статье социальные сети, такие как VK, Facebook, Twitter, рассматриваются как социокультурная среда, в которой сегодня происходит усвоение социальных ценностей и норм.
Читать PDF
998.66 кб

Особенности социализации личности в регби

Кузнецова Валентина Ивановна
В статье рассматриваются детерминации категории «социализация» в конструктах основ педагогики физической культуры и спорта.
Читать PDF
246.89 кб

Гендер как институт социализации личности

Урусова Лаура Хабаловна
Анализ гендерных исследований последних лет демонстрирует отсутствие единой теории развития половой дифференциации личности.
Читать PDF
356.49 кб

Вуз как высшая форма социализации личности

Овчинников Герман Константинович, Овчинникова Марина Викторовна
В статье развивается цивилизационный подход к пониманию места и роли высшей школы в жизни общества как высшей формы социализации личности. В качестве сущностной стороны социализации выступает духовно-нравственная составляющая.
Читать PDF
275.54 кб

Проблемы современной социализации личности

Литвак Римма Алексеевна
В исследовании раскрывается сущность и структура понятия «личность», выделяются проблемы социализации в процессе деятельности и общения. Представлены концепции Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Б.Г. Ананьева, И.С.