СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
способность человека определять абсолютную высоту, громкость и тембр звуков. С.м., в свою очередь, делится на абсолютный, относительный и внутренний. Абсолютный С.м.-это способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков и называть их, не сравнивая с другими (эталонными) звуками. Относительный С.м.-это способность определять звуковысотные отношения или музыкальные интервалы. Внутренний С.м.-это способность восстанавливать по памяти, вспоминать качества музыкальных звуков, а также мелодичность и гармонические последовательности. См. слух тональный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
англ. music hearing) - звуковысотный слух, т. е. способность воспринимать представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Различают абсолютный слух - способность узнавать и воспроизводить высоту звуков, не сравнивая их с др. звуками, высота которых известна, и относительный слух - способность определять высоту звуков путем сравнения их с др., способность узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. Абсолютный слух в значительной мере врожденная способность. Не следует преувеличивать его значение. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (Чайковский, Шуман и др.) им не обладали. С др. стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не гарантирует будущих музыкальных успехов. Важнее слух относительный, который в значительной степени поддается развитию и упражнению. Понятие М. с. в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности.
В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального:
1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;
2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;
3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;
4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.
Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.
Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом.
В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
169.03 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», в ней конкретизируется содержание понятия «стилевой слух», определяется его структура, обосновывается значимость в на
Читать PDF
62.45 кб

Понятие «Стилевой слух» как категория музыкальной педагогики

Чиркина Дарья Владимировна
Статья посвящена обоснованию и введению в категориальный аппарат музыкальной педагогики понятия «стилевой слух», который рассматривается как одна из разновидностей музыкального слуха, направленная на распознавание стилевой характе
Читать PDF
1.18 мб

Проблема охраны слуха в подготовке бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий

Бунькова Анна Дмитриевна
В статье рассматриваются некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий и звукорежиссуры в области обеспечения охраны жизни и здоровья учащихся учреждений общего и дополнитель
Читать PDF
176.16 кб

Инновационные подходы к обучению музыкально-ритмическим движениям детей с нарушениями слуха

Яхнина Е. З., Авдеенко Е. С.
В статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на изучение музыкально-пластического развития слабослышащих учащихся младших классов в условиях комплексной реализации условий, способствующих повышению
Читать PDF
356.15 кб

Освоение окружающего пространства младших школьников через развитие музыкально-слухового восприятия

Малкова Татьяна Петровна, Фуреева Елена Павловна, Зубкова Вера Петровна
В статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у слепых и слабовидящих младших школьников.
Читать PDF
797.40 кб

Сравнительный анализ остроты слуха студентов консерваторий и работников профессионального музыкально

Застрожин Михаил Сергеевич, Дрожжина Наталья Агафоновна
По результатам исследования остроты слуха у 68 студентов московской консерватории и 32 профессиональных оркестровых музыкантов Российской Федерации и сравнения полученных результатов с показателями остроты слуха студентов и препод
Читать PDF
380.51 кб

Проблема активизации музыкально-слуховых представлений студентов в процессе развития их творческой с

Гайдай Сергей Николаевич
Статья посвящена анализу ряда проблем инструментально-исполнительского обучения студентов творческих факультетов вузов: содержанию и условиям воспитания их творческой самостоятельности, некоторым аспектам взаимодействия музыкально
Читать PDF
260.22 кб

Этапы формирования вокально-слуховых навыков студентов музыкально-педагогических факультетов высших

Каретко Мария Ивановна
Обобщены наработки в сфере формирования вокально-слуховых навыков студентов музыкально-педагогических факультетов вузов на разных этапах их формирования.
Читать PDF
143.63 кб

Музыкально-слуховой самоконтроль как средство саморегуляции учебно-познавательной деятельности студе

Карнаухова Т.И.
В статье рассматриваются наиболее значимые работы по изучению и разработке проблемы самоконтроля. Автор подробно останавливается на особенностях функционирования самоконтроля в деятельности музыканта.