СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА
Сочетание слепоты с глухонемотой. Возникает вследствие органического поражения головного мозга в раннем детстве или является результатом аномалии развития.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Слепоглухонемота
сочетание слепоты, глухоты и отсутствия речи. Является следствием генетически детерминированной аномалии развития или результатом раннего повреждения головного мозга (предположительно, в периоды эмбриогенеза и фетогенеза).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Слепоглухонемота
Этим понятием обозначаются состояния, при которых налицо одновременная потеря зрения, речи и слуха. Обычно объясняется органическими повреждениями мозга (внутриутробными или в раннем детстве). В зависимости от тяжести состояния и от других дополнительных факторов отражается на умственном развитии и приводит к различным по степени выраженности состояниям умственного недоразвития (олигофрения).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Слепоглухонемота
Категория. Выпадение зрительной и слуховой функций и нарушение на этой основы речи (немота).
Специфика. При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии. Без специального обучения не усваивается человеческая речь и правила поведения. При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми являются жесты, которые обозначают предметы и действия. В дальнейшем на этой основе формируется дактильная форма речи, когда жесты заменяются словами, которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Наконец словесная дактильная речь полностью заменяет жестовую форму общения, и формируются навыки работы с рельефным шрифтом Брайля.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА
– наиболее тяжелая форма сложного дефекта, для которой характерно поражение зрительного и слухового анализатора. У слепоглухонемых детей без специального обучения не происходит формирования речи. В современной дефектологической литературе понятие «С.» иногда заменяется понятием «слепоглухота», поскольку обучение детей с этим сложным дефектом продемонстрировало возможность формирования у них не только дактильной и письменной речи, но также и устной.
Тотальная С. (сочетание полной слепоты и глухоты) встречается редко; в большинстве случаев дети с этим дефектом обладают либо остаточным зрением, либо остаточным слухом, либо их сочетанием.
Уже во второй половине XIX в. была продемонстрирована принципиальная возможность обучения слепоглухонемых детей (Мари Эртен – во Франции, Лоры Бриджмен – в США). Наиболее успешным был опыт американского педагога А. Сулливан, чья воспитанница Елена Келлер достигла весьма высокого уровня личностного и интеллектуального развития. В России первым в деле обучения и воспитания слепоглухонемых был И. А. Соколянский; его воспитанница О. И. Скороходова – кандидат педагогических наук. В 1963 г. в г. Загорске (ныне – Сергиев Посад) основана уникальная школаинтернат, где осуществляется обучение и воспитание слепоглухонемых детей.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА
англ. blindness and deafness) - отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для него становится задержка психического развития. Без специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др. (см. также Е. Келлер).
В процессе специального обучения создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных - речевых. Основная задача обучения состоит в формировании и накоплении образов предметов, навыков самообслуживания и бытового труда. Первоначально средствами общения со слепоглухонемым являются жесты, обозначающие предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в дактильной форме (см. Дактилология). Постепенно роль словесной речи увеличивается и, в конце концов, она полностью заменяет жестовую форму общения. В словесной речи ведущей является ее дактильная форма, а основной формой письменной речи - рельефный шрифт Брайля. Однако в процессе обучения слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением и усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемого возможности усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы, широкого круга сведений об окружающем мире.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
225.68 кб

Особенности построения образа мира у слепоглухонемых лиц

Потылицына Любовь Александровна
Рассмотрены особенности постижения мира у лиц с сочетанными нарушениями зрения и слуха и сохранным интеллектом.