СКОРБЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Скорбь
трудно выносимое переживание страдания от утраты чего-то важного. Так же обозначается как очень сильная печаль или горе.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

Скорбь
психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением иинтереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями.

Источник: Ильин Е. Психофизиология состояний человека

Скорбь
процесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в то, что любимый человек умер, сопровождается плачем и сильнейшим дистрессом; вторая стадия характеризуется болезненной тоской по умершему и мыслями о нем; третья стадия характеризуется уменьшением печали и возвратом к нормальной деятельности.

Источник: Пергаменщик Л. Кризисная психология. 2002

Скорбь
горе, печаль, тяжелое переживание в связи с потерей кого-то дорогого, любимого. Возможное проявление – приглушенный голос, низкий тон голоса.
Есть… улыбка жалости, скорби (Словарь Даля).
Без сомнения, мне будет нелегко побороть любовь, которую я к вам питаю; я спознаюсь со скорбью, буду терзаться некоторое время, но я справлюсь с этим… (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С Божией стихией
Царям не совладать». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
(А. Пушкин, Медный всадник)
См. картину Гвидо Рени «Mater Dolorosa» («Скорбящая Матерь»). Ср. некоторые части «Реквиема» В. Моцарта.
Если хочешь приобрести добродетель, то предай себя на всякие скорби, ибо скорби рождают смирение (Исаак Сирин).
Молитва, совершаемая в скорби, скорее может быть услышана Богом (Иоанн Златоуст).
Ср. терзание.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Скорбь
общеславянск., корень, вероятно, тот же, что в слове «ущерб»; англ. мourn – горевать, оплакивать) – 1. глубокая печаль, горесть, горе (обычно в связи с чьей-то смертью); 2. по определению Bowlby (1961), это «психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта». Некоторые исследователи различают 3 стадии в развитии скорби: а) стадия протеста или отрицания, когда индивид пытается отогнать мысль о постигшей его утрате, не верит в это, чувствует гнев, упрекает себя, упрекает умершего и медиков, занимавшихся им, за то, что они позволили случиться потере. Ч.Дарвин называет эту стадию скорби «неистовым горем»; б) стадия смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает сожаление о случившемся; в) стадия отделения, на которой индивид «отходит» от объекта, дистанцируется от него и постепенно приспосабливается к жизни без него. Если скорбь является «нормальной», индивид в течение относительно непродолжительного времени оправляется от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту или актуализировать прежние привязанности; 3. в психоанализе - скорбь рассматривается как обычный аналог депрессии, при которой утратой является не реальное лицо, а «амбивалентно нагруженный внутренний объект»; 4. вообще - вариант чувства горя, которое может возникать по ряду других причин, а не только потери близкого человека. См. Тоска, Горе.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

СКОРБЬ
mourning) "Психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта" - Bowlby (1961). Она следует за тяжелой утратой, ей сопутствует ГОРЕ; затем может наступить (или не наступить) привязанность к новому объекту, ей обычно присуща разная степень ИДЕНТИФИКАЦИИ с утраченным объектом. Несмотря на различия в терминологии, процесс скорей свойственно, пожалуй, подразделять на три стадии:
а) стадию протеста, или ОТРИЦАНИЯ, когда субъект пытается отогнать мысль о том, что потеря произошла, не вериг в это, чувствует гнев, упрекает себя, упрекает умершего и медиков, занимавшихся им, за то, что они позволили случиться потере, Дарвин называл эту стадию "неистовым горем";
б) стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает СОЖАЛЕНИЕ;
в) стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место "нормальная" скорбь, субъект "оправляется" от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.
Все психоаналитические школы рассматривают скорбь как обычный аналог ДЕПРЕССИИ; при депрессии утратой является не реальное лицо, а амбивалентно нагруженный "ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ" (см. также АМБИВАЛЕНТНОСТЬ). См. Freud (1917), Abraham (1927). Согласно Bowlby(1951, 1961), младенцы и дети постарше реагируют на сепарацию с матерью процессами скорби, которые предрасполагают к психическому заболеванию в последующей жизни.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Скорбь
(работа) «Работа скорби»… Как всегда, если что-то выражено ярко, такая экспрессия достигается за счет некоторой потери смысла. В психоанализе работают в первую очередь с тем, что очевидно, что лежит на поверхности: скорбь – это боль, уход в себя, нежелание и неспособность идти на контакт с окружающими, в целом это дезинвестиция внешнего мира… Но понятие работы скорби прибавляет к горю тяжелую часть, которую труднее всего принять, насильственную часть, заключающуюся в работе по отвязыванию, отделению от умершего. Она состоит в том, чтобы отстроиться, отстраниться от смерти, чуть ли не «убить умершего во второй раз», развязывая и распутывая поочередно узлы, привязывающие к объекту. Всплывающие настойчивые воспоминания, частые сновидения, в которых мертвые воскресают, – все это происходит, чтобы в конце концов, по завершении работы горя, легче было бы их забыть. И продолжается это до тех пор, пока освободившееся либидо сможет уже быть перенаправлено на новые объекты, предоставляя возможность полюбить снова. Втайне враждебная часть амбивалентности протягивает руку помощи. Вспоминая о замечательно проведенном дне, Пьера внезапно охватывает чувство вины: его отец умер всего лишь месяц назад, а он уже себе позволяет… Почему работа по отделению столь болезненна, почему либидо цепляется за исчезнувший объект, даже когда ему уже есть замена? «Мы не можем этого понять», – пишет Фрейд. У Мелани Кляйн есть ответ. Потеря дорогого человека независимо от возраста, в котором происходит утрата, всегда является повторной потерей, второстепенной, уже испытанной травмой, новым переживанием раннего опыта. Объект [сегодняшней] любви – это потерянный [ранее] объект, депрессивная позиция нас всех объединяет. Любая скорбь, даже переживаемая впервые, – это всегда повторение [первичного горя], реприза и трансформация более ранней смерти и страдания, игнорированных до этих пор.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

СКОРБЬ
MOURNING)
Понятие, отражающее процесс восстановления психического равновесия после утраты значимого объекта любви. Хотя это понятие применимо прежде всего к ситуациям, связанным со смертью любимого человека (невосполнимая утрата), скорбь является нормальной реакцией на любую значимую потерю. Душевная боль скорбящего человека сопровождается, как правило, потерей интереса к внешнему миру, схваченностью воспоминаниями о любимом объекте и снижением способности к новым эмоциональным привязанностям. Простое, неосложненное чувство скорби не является патологическим и не требует лечебного вмешательства. С течением времени индивид адаптируется к утрате и возобновляет общение, приносящее радость и удовольствие.
Хотя оценка реальности остается сохранной и подкрепляет понимание того, что любимый объект более не существует, движимое изнутри чувство скорби не дает сразу и полностью отторгнуть привязанность к этому объекту. Скорбящий вновь и вновь пытается отрицать реальное и возвращается к психическое образу утраченного объекта. Тем самым утрата объекта трансформируется в утрату Я. Постепенно, однако, проходя стадии развития процесса скорби, Я исцеляется, и психическое равновесие восстанавливается. "Работа' скорби состоит из трех последовательных взаимосвязанных фаз. При этом успешное завершение предыдущей фазы влияет но осуществление последующей: 1) принятие, понимание и совладание с фактом утраты и сопровождающих его обстоятельств; 2) собственно скорбь, характеризующаяся отходом от привязанности и идентификации с утраченным объектом (декатексис); 3) возобновление эмоциональной жизни в соответствии с уровнем собственной зрелости и, как правило, установление новых взаимоотношений (рекатексис). Способность к полному переживанию печали в любом возрасте зависит от таких внутренних и внешних факторов, как уровень эмоциональной зрелости, умение переносить душевную боль, устойчивость самооценки, степень зависимости от утраченного объекта, а также от особенностей ситуации утраты. В детском возрасте исход процесса переживания скорби зависит от таких факторов развития, как уровень постоянства Самости и объекта, способности воспринимать конкретные аспекты смерти, умения переносить болезненные аффекты и от поддерживающих взаимоотношений с родителями.
Термин скорбь может применяться по отношению к процессам, не обязательно связанным с утратой в виде смерти близких. Печаль и скорбь, например, могут возникнуть вследствие утраты идеалов либо свободы любимой страны; скорбь возможно и по поводу утраты какой-либо части тела (вследствие вынужденного оперативного вмешательства или несчастного случая). Утрата неодушевленных, но значимых объектов (дом и т.п.), индивидуально значимые ситуации (робота, развод, разрыв дружеских отношений, отделение детей, окончание анализа) могут также сопровождаться чувством печали.
Хотя Фрейд различал нормальное чувство скорби и депрессию, большинством психоаналитиков столь строгая дифференциация не признается. Некоторые формы депрессии связаны с биологическими, этиологическими факторами, и лишь в незначительной степени с утратой того или иного объекта.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

СКОРБЬ
психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями.
   З. Фрейд обратился к осмыслению подобного психического состояния человека в связи с рассмотрением сходств и различий между скорбью и меланхолией. Этому была посвящена его работа «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательное различие между этими понятиями не всегда учитывается переводчиками, в результате чего в отечественных изданиях соответствующая работа З. Фрейда существует в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».
   В русском языке печаль соотносится с чувством грусти, состоянием душевной горечи. Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби, как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.
   С точки зрения З. Фрейда, скорбь может приносить с собой тяжелые отклонения от нормального образа жизни. Тем не менее она не является патологическим состоянием. С утратой любимого объекта у человека возникает внутренний протест, приводящий к существованию утраченного объекта в его психике. Протест может быть таким интенсивным, что произойдет отрыв от реальности, а сохранение объекта окажется возможным с помощью галлюцинаторного видения. Подобная реакция на утрату сопровождается большими затратами накопленной энергии и душевной болью. Однако после завершения работы скорби Я человека снова становится свободным. Нормой является ситуация, когда человек возвращается к реальности.
   З. Фрейд исходил из того, что скорбь является, как правило, реакцией на утрату любимого объекта. Воспоминания об этом объекте напоминают о привязанности к нему. Вместе с тем реальность ставит человека перед необходимостью признания того, что объект больше не существует. В конечном счете он становится способным расторгнуть свою связь с некогда существовавшим объектом. Это расторжение происходит медленно и постепенно. «Нормальная скорбь преодолевает утрату объекта и точно так же во время своего существования поглощает всю энергию “Я”».
   В случае тяжелой скорби реакция на утрату любимого человека включает в себя болезненное настроение и отход от всякой продуктивной деятельности, которая не связана с воспоминанием об умершем. У некоторых людей, у которых имеется склонность к патологической предрасположенности, вместо скорби проявляется меланхолия. При всех сходных проявлениях скорбь не сопровождается расстройством чувства собственного достоинства, в то время как при меланхолии наблюдается понижение чувства собственного достоинства, выражающееся в упреках самому себе и перерастающее в бредовое ожидание наказания. Скорбь не связана с внутренними конфликтами. Отношение к объекту при меланхолии усложняется амбивалентными конфликтами. Как подчеркивал З. Фрейд, в отличие от скорби при меланхолии «завязывается множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть и любовь, первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо».
   Представления З. Фрейда о скорби получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. В частности, данная проблематика нашла свое отражение в статьях Дж. Боулби «Печаль и скорбь у младенца и в раннем детстве» (1960) и «Процесс скорби» (1961), Дж. Поллока «Скорбь и адаптация» (1961), М. Вольфенстайна «Как возможна скорбь?» (1966).
   З. Фрейд набросал общий эскиз работы скорби. Последующие психоаналитики выделили в ней следующие этапы: протест против утраты любимого объекта, отрицание того, что его уже нет, неверие в случившееся; принятие факта утраты и признание ее реальности; расторжение связи с утраченным объектом, отделение от него, отход от идентификации с ним; адаптация к жизни без утраченного объекта, возобновление эмоциональных связей, установление новых взаимоотношений, возможная (но не обязательная и не всегда реализуемая) привязанность к новому объекту.
   Нормальная работа скорби предполагает более или менее успешное прохождение человеком всех этих этапов, в результате чего с течением времени его воспоминания об утраченном объекте не сопровождаются мучительными переживаниями и он вновь обретает способность к продуктивной деятельности.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
3.81 мб

Скорбь и гнев охотников за головами

Ренато Росальдо
Перевод с английского Алексея Евтягина и Сергея Мохова.
Читать PDF
150.05 кб

Расколдовывая смерть: медиа и ритуал скорби в телепередаче «Битва экстрасенсов»

Мохов Сергей
Современное российское общество находится между традиционным и модерновым типом ритуала скорби.
Читать PDF
350.38 кб

Палатные книги, цидули, скорбные билеты как предшественники официальной «Истории болезни»

Поддубный Михаил Владимирович
Читать PDF
151.00 кб

Вехи истории: скорбный лист - история болезни - медицинская карта стационарного больного

Лазебник Л. Б., Ефремов Л. И.
Читать PDF
442.70 кб

"Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци как источник исследования образа Софии Премудрости Божь

Хачатрян Мастегра Владимировна
В статье впервые рассматривается новый софиологический источник труд древнеармянского философа-богослова Х века Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений», ставший шедевром мировой литературы.
Читать PDF
103.02 кб

Ликуя и скорбя: два мифа о судьбе России

Черепанова Розалия Семеновна

Похожие термины:

  • Мировая скорбь

    калька с нем. Weltschmerz) – пессимистическое настроение как следствие восприятия несовершенства мира; разочарование, тоска, тоска существования. Этим настроением проникнута поэма Дж. Байрона «Паломн
  • РАБОТА СКОРБИ

    внутрипсихический процесс, наступающий вслед за утратой объекта привязанности; в ходе этого процесса субъекту удается постепенно отстраниться от своего объекта.