СКАЗКОТЕРАПИЯ

Найдено 1 определение
СКАЗКОТЕРАПИЯ
КАЗКАТЭРАПІЯ / FAIRY TALE THERAPY– направление креативной терапии, которое, используя метафорические ресурсы литературных жанров (сказки, притчи, былины, легенды, басни, мифы, истории), позволяет развить личность и межличностное взаимодействие, творческий потенциал человека. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора. В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, какими ценностями следует руководствоваться, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить на жизненном пути и как с ними справляться. Понимание психотерапевтических ресурсов сказки связано с идеями З. Фрейда, согласно которым сказка имеет символическую природу и обращена к бессознательному. При анализе сновидений возможно использование сказочной символики. К. Юнг отмечал, что в сказах, мифах и легендах отражаются психическая реальность человека и его внутренние противоречия. Развивая идеи К. Г. Юнга, М. Л. фон Франц подчеркивала, что сказки дают понимание процессов, протекающих в колективном бессознательном, и отражают базисные паттерны психики. К сказкам (притчам, легендам, мифам, историям) как предмету научного и прикладного исследования обращались известные зарубежные и отечественные исследователи: В. Я. Пропп (анализ структуры волшебных сказок и выделение постоянных структурных элементов, или функций), Э. Берн, Э. Фромм, А. Менегетти, Е. А. Петрова, М. В. Осорина, Н. Пезешкиан (позитивная терапия притчами и историями), Э. Гарднер (терапия историями), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (предложила собственную систему сказкотерапевтической работы), И. В. Вачков, Р. Ткач (психотерапевтические сказки), А. В. Гнездилов (психотерапевтические сказки, сказочная имидж-терапия), О. Л. Кабачек, Р. П. Ефимкина (сказкотерапия в работе с женщинами) и др. Развитие и концептуализация С. все еще в стадии активного процесса. С. как самостоятельная концепция сформировалась и распространилась в основном среди психологов России и стран ближнего зарубежья (Беларуси, Литвы, Украины и др.). За рубежом используется термин «терапевтические истории». Выделяют несколько подходов к определению функций С., таких как психодиагностическая (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекционная (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапевтическая (исцеление с помощью сказки– Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), функция зеркала (содержание отражает внутренний мир, облегчая идентификацию), функция модели (отражает конфликтные ситуации, предлагает способы их разрешения или указывает на последствия), функция опосредования (сказка– посредник между клиентом и специалистом), функция хранения опыта, функция возвращения на более ранние этапы развития, функция альтернативной концепции, функция изменения позиции (Н. Пезешкиан). Существуют определенные возрастные ограничения применения С.: ее следует использовать с 3,5–4 лет в силу особенностей психического развития ребенка. В С. используют разные жанры– притчи, былины, легенды, сказки, басни, мифы. Среди видов сказок в С. выделяют художественные (народные и авторские), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Специфика вышеназванных литературных жанров обеспечивает широкие возможности их применения: использование в качестве метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки, использование сказки как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки. С. позволяет справиться с широким кругом проблем, восстановить эмоциональное равновесие, предупреждать и устранять нарушения поведения, способствовать социально-психологической адаптации, актуализировать творческий потенциал личности и др. Н. Ю. Клышевич, Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
74.10 кб

Сказкотерапия как особый метод психотерапевтической и диагностической работы

Гавриченко Оксана Владимировна
В статье рассматривается психологическое значение использования терапевтической метафоры в коррекционной работе в практике психологического консультирования.
Читать PDF
778.37 кб

Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция

Кузьмин Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена исследованию развития сказкотерапии в качестве одной из современных школ практической психологии. Раскрывается поэтапное формирование теоретического аппарата и комплекса форм работы.
Читать PDF
1.40 мб

Сказкотерапия в работе детского психолога

Вачков Игорь Викторович
Общее представление о сказкотерапии Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов.
Читать PDF
157.25 кб

Сказкотерапия как средство формированияположительного жизненного сценариямладшего школьника

Уварова Наталья Николаевна, Подпорина Виктория Геннадьевна
В статье представлен анализ сказкотерапии как психотерапевтическо-го метода, позволяющего изменить жизненный сценарий младшего школьника.
Читать PDF
0.00 байт

Маленькие секреты и большие проблемы «Универсального» психотерапевтического метода: сказкотерапия де

Полозкова Е.П., Лимонченко Роман Андреевич, Гасымова Л.А., Ульянова А.О.
В статье рассматривается проблема качества методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля.
Читать PDF
0.00 байт

Сказкотерапия как метод формирования жизнестойкости у студентов с ОВЗ и инвалидностью

Михальчи Екатерина Владимировна, Михальчи Елена Евгеньевна
Рассмотрено применение методики сказкотерапии для формирования жизнестойкости как психологического качества личности и ее компонентов у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Читать PDF
98.94 кб

Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей

Гришина И. И., Дальхеева А. М.
В статье рассматривается влияние сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте.
Читать PDF
209.49 кб

Сказкотерапия в системе коррекционно-логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Никитинская С. В.
В статье рассмотрен практический опыт использования сказкотерапии в коррекционной работе с заикающимися детьми.
Читать PDF
587.67 кб

Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников

Волкова Наталья Анатольевна, Слизкова Елена Владимировна
В статье представлен авторский подход решения вопроса нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии.
Читать PDF
3.28 мб

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Чернега Татьяна Викторовна
В статье рассматривается влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Читать PDF
64.97 кб

Сказкотерапия как форма коррекционновоспитательной работы детской библиотеки

Матвеева Елена Олеговна
Статья посвящена современным подходам к организации руководства чтением детей с ограниченными возможностями. В статье рассматриваются особенности организации сказкотерапевтических занятий в детских и школьных библиотеках.
Читать PDF
0.00 байт

Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным пара

Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И.
В данной статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом посредством сказкотерапии.