СКАЗКОТЕРАПИЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
КАЗКАТЭРАПІЯ / FAIRY TALE THERAPY– направление креативной терапии, которое, используя метафорические ресурсы литературных жанров (сказки, притчи, былины, легенды, басни, мифы, истории), позволяет развить личность и межличностное взаимодействие, творческий потенциал человека. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора. В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, какими ценностями следует руководствоваться, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить на жизненном пути и как с ними справляться. Понимание психотерапевтических ресурсов сказки связано с идеями З. Фрейда, согласно которым сказка имеет символическую природу и обращена к бессознательному. При анализе сновидений возможно использование сказочной символики. К. Юнг отмечал, что в сказах, мифах и легендах отражаются психическая реальность человека и его внутренние противоречия. Развивая идеи К. Г. Юнга, М. Л. фон Франц подчеркивала, что сказки дают понимание процессов, протекающих в колективном бессознательном, и отражают базисные паттерны психики. К сказкам (притчам, легендам, мифам, историям) как предмету научного и прикладного исследования обращались известные зарубежные и отечественные исследователи: В. Я. Пропп (анализ структуры волшебных сказок и выделение постоянных структурных элементов, или функций), Э. Берн, Э. Фромм, А. Менегетти, Е. А. Петрова, М. В. Осорина, Н. Пезешкиан (позитивная терапия притчами и историями), Э. Гарднер (терапия историями), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (предложила собственную систему сказкотерапевтической работы), И. В. Вачков, Р. Ткач (психотерапевтические сказки), А. В. Гнездилов (психотерапевтические сказки, сказочная имидж-терапия), О. Л. Кабачек, Р. П. Ефимкина (сказкотерапия в работе с женщинами) и др. Развитие и концептуализация С. все еще в стадии активного процесса. С. как самостоятельная концепция сформировалась и распространилась в основном среди психологов России и стран ближнего зарубежья (Беларуси, Литвы, Украины и др.). За рубежом используется термин «терапевтические истории». Выделяют несколько подходов к определению функций С., таких как психодиагностическая (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекционная (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапевтическая (исцеление с помощью сказки– Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), функция зеркала (содержание отражает внутренний мир, облегчая идентификацию), функция модели (отражает конфликтные ситуации, предлагает способы их разрешения или указывает на последствия), функция опосредования (сказка– посредник между клиентом и специалистом), функция хранения опыта, функция возвращения на более ранние этапы развития, функция альтернативной концепции, функция изменения позиции (Н. Пезешкиан). Существуют определенные возрастные ограничения применения С.: ее следует использовать с 3,5–4 лет в силу особенностей психического развития ребенка. В С. используют разные жанры– притчи, былины, легенды, сказки, басни, мифы. Среди видов сказок в С. выделяют художественные (народные и авторские), дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Специфика вышеназванных литературных жанров обеспечивает широкие возможности их применения: использование в качестве метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки, использование сказки как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки. С. позволяет справиться с широким кругом проблем, восстановить эмоциональное равновесие, предупреждать и устранять нарушения поведения, способствовать социально-психологической адаптации, актуализировать творческий потенциал личности и др. Н. Ю. Клышевич, Е. А. Бакланова