СИСТЕМОГЕНЕЗ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Системогенез
теория предложена П. К. Анохиным (1968) и заключается в том, что весь процесс отражения внешнего мира живыми организмами, закрепленный в филогенезе наследственными факторами, выражен в развитии зародышей человека и млекопитающих. В ходе эмбриональной жизни происходит развитие именно тех функциональных систем, которые необходимы для осуществления жизненно важных функций новорожденного, приспосабливающих его к внешней среде. Эта их подгонка к экологии данного организма достигается гетерохронным избирательным созреванием центральных и периферических структур. Такому разновременному созреванию различных структур зародыша предшествует также гетерохронное и избирательное развитие мозговых структур данной функциональной системы.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СИСТЕМОГЕНЕЗ
избирательное созревание и развитие функциональных систем в пре- и постнатальном онтогенезе. Он отражает развитие в онтогенезе различных по функции и локализации структурных образований, которые объединяются в полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. Функциональные системы, формирующиеся в раннем онтогенезе, призваны обеспечить полноценную жизнедеятельность развивающегося организма. Они отвечают за гомеостаз, формирование адаптивного поведения, приобретение индивидуального опыта. Образование систем (системогенез) осуществляется в соответствии с принципами: 1. Принцип гетерохронного развития. Функциональные системы и входящие в их состав компоненты созревают избирательно и в разное время. Гетерохронность закладок тканей и органов в эмбриогенезе и темпов их созревания - наследственно закрепленная особенность развития. 2. Принцип фрагментации органа. Морфофункциональное созревание идет за счет избирательного созревания только тех частей органа, которые участвуют в приспособительной деятельности эмбриона или новорожденного. 3. Принцип консолидации. Развивающиеся вначале как независимые отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое. 4. Принцип «минимального обеспечения». С момента консолидации функциональная система становится дееспособной, и реально это происходит задолго до того, как все ее компоненты достигнут окончательной зрелости.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

СИСТЕМОГЕНЕЗ
от греч. systema — целое, составленное из частей; genesis— происхождение, род) — процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. В психологии труда и инженерной психологии вопросы С. профессиональной деятельности наиболее детально проработаны В. Д. Шадриковым. Им показано, что психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов профессиональной деятельности, ее целей, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. Все блоки этой системы тесно связаны между собой, и выделение их в качестве отдельных элементов является довольно условным. Психологическая система деятельности формируется на основе индивидуальных качеств субъекта путем их реорганизации, переструктурирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. С позиций С. процесс научения рассматривается как процесс формирования системы деятельности. При этом в качестве основных принципов формирования системы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития. Совокупность этих принципов указывает, что формирование системы деятельности нельзя рассматривать как автономное, последовательное формирование отдельных ее блоков. Уже в самом начале С. деятельности формируются основные ее блоки, которые в дальнейшем развиваются неравномерно и гетерохронно. Однако это не означает, что отдельные действия не могут осваиваться в деятельности последовательно. Архитектура действия по компонентному составу близка к архитектуре деятельности, и при освоении отдельных действий закладываются основные блоки всей системы деятельности, которые в дальнейшем развиваются и усложняются от действия к действию. Помимо сказанного, с позиций С. важным моментом является неаддитивность структурных компонентов системы деятельности, а в качестве узлового механизма С. выступает развитие профессионально важных качеств.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.37 кб

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельнос

Поварёнков Юрий Павлович, Мищенко Татьяна Владимировна, Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
Читать PDF
5.62 мб

Системогенез стрессовой адаптации осужденных

Бабурин Сергей Витальевич, Чирков Алексей Модестович
Статья посвящена проблеме генеза процесса адаптации осужденных в ракурсе полипарадигмального анализа ее стрессовой природы.
Читать PDF
320.83 кб

Системогенез художественного образа как выразителя рационального и иррационального в поэзии Серебрян

Постнов Вячеслав Александрович
Читать PDF
3.17 мб

Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы

Асадуллин Раиль Мирваевич
Читать PDF
276.13 кб

Системогенез внешнего дыхания у здоровых детей препубертатного возраста с различной двигательной акт

Михайлова А. А.
Проведено обследование 329 детей 7-12 лет, находившиеся на обычном двигательном режиме и с повышенной физической активностью (15-18 тыс. шагов в день).
Читать PDF
365.58 кб

Системогенез внешнего дыхания у детей промышленного города

Михайлова Л. А., Матыскин А. В.
Проведено обследование 340 детей 7-10 лет обоего пола, проживающих в Сибири в районах с высоким промышленным загрязнением (I группа), крупными автомобильными развязками (II) и спальном (III).
Читать PDF
3.17 мб

Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы

Асадуллин Раиль Мирваевич
Автор определяет содержание системогенеза педагогической деятельности, рассматривает модель генетического кода профессии, показывает уровневую систему формирования педагогической деятельности студентов.
Читать PDF
1.00 мб

Системогенез рефлексивного механизма самостоятельных управленческих решений

Усов Владимир Николаевич
В статье исследуется основополагающая функция философской рефлексии в процессе формирования механизма самостоятельных управленческих решений.
Читать PDF
278.40 кб

Современное состояние и перспективы изучения проблемы профессионального выгорания в рамках системоге

Неруш Татьяна Григорьевна, Поварёнков Юрий Павлович
Статья посвящена рассмотрению современного состояния проблемы выгорания профессионала. Определяются основные проблемы и перспективы исследования данного феномена.
Читать PDF
214.46 кб

Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности

Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич, Цымбалюк Анна Эдуардовна
Читать PDF
2.09 мб

Концептуальные кинетические модели системогенеза способностей и компетенций

Пермяков Олег Евгеньевич
Читать PDF
91.54 кб

Философские проблемы ноосферизма вторично-документального информационного моделирования: системогене

Куманова Александра Венкова
Основываясь на сформулированной В. И. Вернадским проблеме изучения живого вещества, автор статьи поднимает в ноосферически-значимом контексте существующую сегодня глобальную проблему информации.
Читать PDF
820.54 кб

Закономерности системогенеза игровой деятельности

Карпов Анатолий Викторович, Карпова Елена Викторовна
Предпринята попытка реализации концепции системогенеза по отношению к раскрытию содержания и основных закономерностей генезиса игровой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности системогенеза кровообращения у здоровых подростков городов Восточной Сибири

Михайлова Л. А.
Проведено обследование 293 детей обоего пола 7-12 лет, проживающего в различных экологических условиях: спальном районе промышленного города (I группа) и районе хранилищ ядерных отходов, расположенном лесопарковом массиве (II груп
Читать PDF
266.50 кб

Проблема системогенеза профессиональной деятельности учителя

Морозова Ольга Петровна
С позиции системно-генетического подхода раскрываются особенности профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования.