СИСТЕМОГЕНЕЗ
Системогенез
теория предложена П. К. Анохиным (1968) и заключается в том, что весь процесс отражения внешнего мира живыми организмами, закрепленный в филогенезе наследственными факторами, выражен в развитии зародышей человека и млекопитающих. В ходе эмбриональной жизни происходит развитие именно тех функциональных систем, которые необходимы для осуществления жизненно важных функций новорожденного, приспосабливающих его к внешней среде. Эта их подгонка к экологии данного организма достигается гетерохронным избирательным созреванием центральных и периферических структур. Такому разновременному созреванию различных структур зародыша предшествует также гетерохронное и избирательное развитие мозговых структур данной функциональной системы.
СИСТЕМОГЕНЕЗ
избирательное созревание и развитие функциональных систем в пре- и постнатальном онтогенезе. Он отражает развитие в онтогенезе различных по функции и локализации структурных образований, которые объединяются в полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. Функциональные системы, формирующиеся в раннем онтогенезе, призваны обеспечить полноценную жизнедеятельность развивающегося организма. Они отвечают за гомеостаз, формирование адаптивного поведения, приобретение индивидуального опыта. Образование систем (системогенез) осуществляется в соответствии с принципами: 1. Принцип гетерохронного развития. Функциональные системы и входящие в их состав компоненты созревают избирательно и в разное время. Гетерохронность закладок тканей и органов в эмбриогенезе и темпов их созревания - наследственно закрепленная особенность развития. 2. Принцип фрагментации органа. Морфофункциональное созревание идет за счет избирательного созревания только тех частей органа, которые участвуют в приспособительной деятельности эмбриона или новорожденного. 3. Принцип консолидации. Развивающиеся вначале как независимые отдельные компоненты функциональной системы (нервные, соматические и другие) в определенный момент объединяются и начинают функционировать как единое целое. 4. Принцип «минимального обеспечения». С момента консолидации функциональная система становится дееспособной, и реально это происходит задолго до того, как все ее компоненты достигнут окончательной зрелости.
СИСТЕМОГЕНЕЗ
от греч. systema — целое, составленное из частей; genesis— происхождение, род) — процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. В психологии труда и инженерной психологии вопросы С. профессиональной деятельности наиболее детально проработаны В. Д. Шадриковым. Им показано, что психологическая система деятельности включает следующие основные блоки: мотивов профессиональной деятельности, ее целей, программы деятельности, информационной основы деятельности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. Все блоки этой системы тесно связаны между собой, и выделение их в качестве отдельных элементов является довольно условным. Психологическая система деятельности формируется на основе индивидуальных качеств субъекта путем их реорганизации, переструктурирования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий. С позиций С. процесс научения рассматривается как процесс формирования системы деятельности. При этом в качестве основных принципов формирования системы выступает одновременно закладка основных блоков, а в дальнейшем гетерохронность, неравномерность и достаточность их развития. Совокупность этих принципов указывает, что формирование системы деятельности нельзя рассматривать как автономное, последовательное формирование отдельных ее блоков. Уже в самом начале С. деятельности формируются основные ее блоки, которые в дальнейшем развиваются неравномерно и гетерохронно. Однако это не означает, что отдельные действия не могут осваиваться в деятельности последовательно. Архитектура действия по компонентному составу близка к архитектуре деятельности, и при освоении отдельных действий закладываются основные блоки всей системы деятельности, которые в дальнейшем развиваются и усложняются от действия к действию. Помимо сказанного, с позиций С. важным моментом является неаддитивность структурных компонентов системы деятельности, а в качестве узлового механизма С. выступает развитие профессионально важных качеств.