СИСТЕМНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 1 определение
СИСТЕМНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
предложенный А. Г. Чачко подход к анализу, описанию и проектированию СЧМ в целом и систем отображения информации в частности. Сущность концепции состоит в том, что на ранних этапах проектирования используется классификация СОИ по внешним характеристикам, языкам обмена и методам технической реализации. На последующих этапах применяются специальные методы и языки описания действий человека. Далее проводятся психологические эксперименты, в которых выявляются ход и особенности решения человеком критических задач и наконец строится трансформационная модель принятия решений, в составе которой используются формализмы лингвистической семантики. Посредством модели сравниваются различные варианты построения СОИ, а также конструкции языков обмена и процедуры диалога «человек-ЭВМ». Концепция нашла применение в трех основных областях: для построения щитов управления сложными автоматизированными технологическими процессами; для создания учебно-тренировочных центров и для проектирования диалога «человек-ЭВМ». На ее основе возник алгоритмический подход к подготовке операторов: основным стержнем подготовки является овладение оператором приемами и навыками принятия оперативных решений. При этом даваемые оператору знания должны способствовать возможности принятия решений, носить направленно оперативный характер; навыки же взаимодействия с приборами и органами управления — дополнять, а не заменять содержание оперативных решений. Разработан ряд форм подготовки операторов, в частности, карты наблюдений, деревья оценки ситуаций, планы действий, игровые сценарии тренировок. На основе концепции проведено инженерно-психологическое проектирование щитов управления для ряда тепловых и атомных энергоблоков, учебно-тренировочных центров, различного рода диалоговых систем — для научных экспериментов, автоматизации проектирования и обучения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г