любой более или менее связный набор ценностей, индивидуальных, социальных или абсолютных.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Ценностей система
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
иерархия субъективных ценностей, определяющая содержание ценностной ориентации личности или группы.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ЦЕННОСТЕЙ, СИСТЕМА
Свободное значение – любой довольно связный набор ценностей. Они могут рассматриваться как индивидуальные, социальные или абсолютные.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
от древнегреческого σύστημα – «целое, составленное из частей; соединение»; от праславянского cěna – «цена, польза» – взаимосвязь значимых для человека объектов, от которых зависит ценностная ориентация личности или группы.
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
СІСТЭМА КАШТОЎНАСЦЕЙ / VALUE SYSTEM– динамическая система ценностных ориентаций (см. Ценностные ориентации), представляющих собой механизм личностного роста и саморазвития личности. Типология ценностей (по М. Рокичу): ценности-цели (терминальные)– убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо; ценности-средства (инструментальные)– убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Основные направления С. ц.: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность (см. Деятельность) и общение человека в сфере различных социальных институтов. Факторы, обусловливающие развитие С. ц. (по С. С. Бубновой): культурный опыт, моральные принципы, личный опыт, атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений. Данные факторы вторичны по отношению к социальному фактору, поскольку ценностные ориентации (см. Ценностные ориентации) могут изменяться кардинальным образом в процессе воспитания (см. Воспитание) и социализации (см. Социализация) человека. Становление С. ц. тесно связано с развитием направленности личности (см. Направленность), образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. С. ц. личности является показателем того, что можно ожидать от индивида, поскольку представляет собой обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. Психодиагностика особенностей С. ц. может осуществляться с помощью методик «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала», ценностного опросника Ш. Шварца, методики диагностики ценностных ориентаций старшеклассников М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой, методики смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Е. Н. Зуева
Ценностей система
1) структурная целостность, которую составляют ценности данной культуры; 2) структурированный набор ценностей, которые на данном этапе своего личностного развития принимает и разделяет индивид. Ц. с., как правило, задает общую направленность решения конфликтов и любых выборов. На практике анализ своеобразия структур отдельных Ц. с. пока сводится лишь к фиксации сравнительной высоты, к указанию иерархии ценностей. И хотя для описания логики ценностной регуляции подобной информации оказывается недостаточно, очевидно, что система, в которой свобода, к примеру, находится на первом месте, а равенство на последнем, принципиально (по последствиям ее принятия индивидом) отличается от системы, где равенство стоит на первом месте, а свобода — на последнем. Аналогично система, в которой свобода стоит на первом, а равенство на втором заметно отличается от первых двух. И это не абстрактные примеры, первая система соответствует позициям, вытекающим из текстов буржуазных консерваторов, вторая — большевиков во главе с Лениным, третья соответствует медианным рангам ответов черных американцев в опросе проведенном в США в начале 70-х годов (M. Rokeach,1973). Ц. с. складывается, как правило, уже к окончанию средней школы. Существенные изменения в сложившейся системе происходят только после серьезных перемен в жизни человека. Такими переменами могут оказаться резкие эволюции в обществе или смена привычной культурной среды на новую. К примеру, такое может случиться при переезде в другую страну, или при попадании в число беженцев, или при превращении привычного места жительства в "горячую точку" и т.п. Система индивидуальных ценностей, когда не происходит упомянутых выше перемен, демонстрирует в лонгитюдинальных экспериментах относительную стабильность, предопределяя степень сложности включения людей в иную общественную ситуацию или культуру, а так же глубину этого включения. В одних случаях она не мешает, а иногда и способствует адаптации человека к переменам в его жизни, в других может заметно затруднить адаптацию. Без знания своеобразия ядра внутренней позиции человека — системы его собственных ценностей, попытки помощи в случае дезадаптации (включая психотерапевтическую помощь), как правило, будут не эффективны и могут даже эмоционально отвергаться. Анализ надинидивидуальной Ц. с. имеет свою специфику. Даже при анализе иерархии базовых ценностей индивида не представляется возможным выносить окончательные суждения о системе его ценностей, поскольку кроме иерархии Ц. с. задает так же приложимость ценностей, содержательное их наполнение и т.д. При анализе Ц. с. большого сообщества нельзя вообще выявить одну, общую для всего сообщества, иерархию ценностей. Тем не менее, система надиндивидуальных ценностей существует в каждом сообществе, что предполагает описание ее структуры, подразумевающее в числе прочего анализ взаимосвязи и соподчинение различных субкультурных иерархий ценностей. Хотя исследователь всегда имеет дело с индивидами, систему надиндивидуальных ценностей нельзя рассматривать как сумму или распределение индивидуальных систем, а следует понимать как коллективный, деперсонифицированный продукт со структурой более сложной, чем просто иерархия. Соответственно, и сообщество выступает в этом случае как самостоятельный субъект (обладающий своими интересами, целями и ценностями), а не как сумма индивидов. Примером существования надиндивидуальных ценностей, не сводимых к индивидуальным, может служить факт пренебрежения обществом, исходящим из своих собственных интересов, интересами индивидуальными, которые, по существу, отражают систему ценностей индивида. Субъектами надиндивидуальных ценностей могут являться малая группа, большая группа (к примеру, профессиональная), субкультурная группа (молодежь, сельские жители и т.д.), культурная группа (этнос), суперэтнос или цивилизация. Причем перечень существующих в большом сообществе базовых ценностей должен быть достаточно большой, чтобы все входящие в сообщество группы и слои могли найти все необходимые им для указания своих специфических приоритетов ценности. Надиндивидуальные ценности являются тем механизмом регуляции, который способствует координации выдвижения целей отдельными людьми. Все рассуждения о ценностях малых и больших групп, а также целых культур являются, по существу, размышлениями о смысле тех или иных общественных явлений для сообщества как субъекта. Характерно, что система надиндивидуальных ценностей, как правило, не фиксируется и не осознается даже в больших группах. Для выделения ценностной специфики больших групп (и тем более малых) или целых сообществ не обязательно предусматривать весь спектр всевозможных жизненных ситуаций, в которых проявляются надиндивидуальные ценности. Достаточно ограничиться только тем кругом ситуаций, который связан с такой спецификой. В этой связи и список специфических ценностей, которые окажутся в числе возглавляющих групповую иерархию, может оказаться сравнительно небольшим. К примеру, такими ценностями могут послужить "истинное знание", "логичный", "умный" для сообщества ученых, "мир прекрасного" для художников и т.д. Если же перейти к рассмотрению ценностей на уровне конкретной культуры, то следует отметить, что в развитых сообществах встречается проработка не только списка, но и границ приложимости каждой из ценностей, а также содержательного их наполнения. Причем ценностная специфика данной культуры зафиксирована как в устной форме, так и в разнообразных продуктах культуры, таких как произведения художественной литературы и искусства, просветительская литература, философские работы и т.п. Принадлежность к суперэтносу, как и к человечеству в целом, закреплена в отличие от этнической принадлежности в сознании людей слабо, а то и вовсе не актуализирована и оказывается не отраженной в текстах или иных продуктах культуры. Поэтому надиндивидуальная Ц. с., на уровне суперэтноса, цивилизации, с точки зрения ее регуляторных возможностей и механизмов, обеспечивающих жизнеспособность суперэтноса, скорее должна быть похожа на компактную систему абсолютных ценностей. Следует отметить, что факторами объединения интересов отдельных людей могут служить не только особенности природной среды и способов хозяйствования. Часть факторов, надо полагать, связана не столько с внешними условиями или обстоятельствами, сколько с общностью природы людей, включающей не только физиологию, но и коллективное бессознательное, как его ввел в научный обиход К.Г. Юнг. Видимо, здесь надо искать источник повторяемости, сходства ряда ценностных систем и списков ценностей в самых разных культурах и цивилизациях. Такая повторяемость позволяет предположить наличие общечеловеческих ценностей. Л.М. Смирнов
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005