Synchronicity; Synchronizitat) - явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. Повторяющиеся переживания, отражающие события, не подчиняющиеся законам времени, пространствам причинности.
В общих положениях юнговское представление о синхронии сводится к следующему. Она есть:
1 ) акаузальный связующий принцип;
2) класс событий, связанных по смыслу, а не по причине (т. е. не совпадающих во времени и пространстве);
3) событие, совпадающее во времени и пространстве, но которое можно рассматривать и как имеющее значимые психологические связи;
4) явление, связующее психический и материальный миры.
"Синхрония соответственно состоит из двух факторов: а) бессознательный образ входит в сознание либо непосредственно (т. е. буквально), либо неявным образом (символическим или суггестивным) в форме сновидения, идеи или предчувствия; б) объективная ситуация совпадает с этим содержанием. Субъект озадачен ситуацией. Как мог возникнуть бессознательный образ и каким образом произошло совпадение?" (CW 8, par. 858.)
"Акаузальный связующий принцип" - непроясненная загадочная связь между индивидуальной психикой и материальным миром - зиждется, как полагал Юнг, на том факте, что и психическое, и материальное представляют всего лишь разные виды энергии.
"Не только возможно, на даже весьма возможно, что психика и материя есть два разных аспекта одного и того же. Явления синхронии, как мне кажется, указывают именно в этом направлении, так как они показывают, что не-психическое ведет себя как психическое, и наоборот, без какой-либо причинной связи между ними" (CW 8, par. 440).
СИНХРОНИЯ
СИНХРОНИЯ
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
СИНХРОНИЯ
(Synchronicity; Synchronizitdt). Повторяющиеся переживания, которые отражают не всегда подчиняющиеся законам времени, пространства и причинности события, привели Юнга к поиску того, что может лежать вне этих законов. Он разработал концепцию С„ которую определил следующим образом: 1) как «акаузальный связующий принцип»; 2) как относящуюся к событиям, связанным по смыслу, но не по причине (т. е. не совпадающих во времени и пространстве); 3) как относящуюся к событиям, совпадающим во времени и пространстве, но которые можно рассматривать и как имеющие значимые психологические связи; 4) как связующую психический и материальный миры (в юнговских работах по С., часто, но не всегда — неорганический материальный мир). Юнг пытался продемонстрировать синхронистический принцип, исследуя возможное соответствие между знаками астрологического рождения и выбором брачного партнера. Он пришел к выводу, что никакой статистической связи нет, равно как нет и образца, обусловленного случаем; поэтому, в 1952 г. С. была предложена в качестве третьего выбора. См. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Сам эксперимент критиковали много. Выборка основывалась на группе, относившейся к астрологии серьезно, и поэтому была не случайной. Результаты статистики вызывали сомнения, и, что наиболее важно, при всем прочем, астрология не считается акаузальной дисциплиной. Тем не менее сам эксперимент ясно показывает, что Юнг пытался вторгнуться в дуализм отношения «случайность — причинность». Явления, предположительно связанные случайным образом или совпадением, в действительности могут оказаться связанными С. Иногда Юнг относил С. к широкому кругу явлений, психологическим или парапсихологическим, напр. к телепатии. Надо сказать, что довольно много людей сталкивались со случайными совпадениями, насыщенными смыслом, или обнаруживали определенного рода целенаправленные тенденции в своих делах. Именно это находится в связи с таким типом опыта, при котором юнговскую гипотезу С. можно прямо применять на личностном уровне. Юнг предположил, что явления С. могут проявляться гораздо очевиднее и ярче при низком уровне сознания (см. ПОНИЖЕНИЕ УМСТВЕННОГО УРОВНЯ). В анализе происходящее может обнаруживать терапевтическую ценность, направляя внимание к проблемным областям, остававшимся незатронутыми в силу их неосознанности. Имея в виду явление С., аналитик защищает себя от двойной опасности: чувства, что все свершается по воле судьбы, и сползания на чисто каузальные объяснения, которые «служат лишь разоблачающую роль в переживаниях пациента вместо того, чтобы позволить им работать в направлении перемен» (Williams, 1963в). Синхронический опыт возникает там, где пересекаются два типа реальности: «внутренний» и «внешний». С. следует сравнить и сопоставить с психической реальностью; психоидным бессознательным; миром единым.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.