СИМВОЛИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИМВОЛИКА
совокупность символов, используемых в какой-либо области человеческой деятельности. См. символ.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СИМВОЛИКА
согласно З. Фрейду - форма мышления, психический механизм, который обеспечивает замещение одних образов и эмоционально окрашенных (либидинозных) представлений другими.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СИМВОЛИКА
образное выражение связи между отдельными явлениями и предметами, находящее свое отражение в различных областях человеческой культуры; в психоанализе – образное выражение бессознательного желания, влечения, конфликта, а также отношение связи между явным содержанием психических образований и их скрытым смыслом.
   В мифологии, науке и искусстве нет единой точки зрения на понимание символики вообще и символа в частности. Тем не менее различные специалисты сходятся в одном: символика многослойна и уходит своими корнями в предысторию развития человечества; символ включает в себя предметный образ и глубинный смысл, между которыми существует несомненная связь.
   З. Фрейд обратился к проблеме символики в связи с рассмотрением природы сновидений и их интерпретацией. На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности проблематика символики не представлялась ему значительной и поэтому в первом издании работы «Толкование сновидений» (1900) она занимала скромное место. Однако по мере развития психоанализа данная проблематика стала приобретать важное значение и в последующих изданиях этой работы ей стало уделяться большее внимание. Так, в 1911 г. в предисловии к третьему изданию «Толкования сновидений» З. Фрейд отмечал, что благодаря собственному опыту и работам В. Штекеля он научился «правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении)».
   Делая обзор научной литературы по вопросу о сновидениях на страницах первой части «Толкования сновидений», З. Фрейд сослался на философа К. Шернера, который в книге «Жизнь снов» (1961) рассмотрел присущую сновидениям символику. В частности, он отметил характерное для К. Шернера представление о фантазии в сновидении как обладающей всеобщим символом – домом, за которым скрывается человеческий организм в целом.
   З. Фрейд обратил внимание на существовавшие в то время методы толкования сновидений. Один из методов относится к символическому толкованию, при котором содержание сновидения рассматривается как нечто целое и заменяется другим, в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех такого толкования зависит от интуиции субъекта, и поэтому, как замечал основатель психоанализа, «толкование сновидения при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом».
   Предлагая научный метод толкования сновидений, отличный от ранее распространенного символического, З. Фрейд не отверг символику как таковую. Напротив, отталкиваясь от соответствующих представлений К. Шернера, он согласился с тем, что в сновидении может находить отражение символизация физических раздражений и телесных органов. Вместе с тем для З. Фрейда сновидение – это психический феномен, мотивом образования которого служит желание человека, и, следовательно, рассмотренная им символика соотносилась не с символизацией отдельных физических раздражений, а с общечеловеческой символикой, относящейся к культуре как таковой. Отмечая данное обстоятельство, основатель психоанализа заметил, что «эта символика относится не к самим сновидениям, а к бессознательным представлениям народа и может быть констатирована гораздо полнее в фольклоре, мифах, сагах, языке, пословицах и поговорках».
   По мнению З. Фрейда, сновидение пользуется символикой для маскировки образования скрытых его мыслей. Необходимо только учитывать, что символика сновидений весьма изобретательна и наиболее употребительные символы, особенно сексуальные, не всегда содержат в себе один смысл. Причем наблюдается удивительное несоответствие: «обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов».
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание символической проблематике. В одной из его лекций, названной «Символика сновидений», подчеркивалось, что символика является самой примечательной частью в психоаналитической теории сновидения. Здесь же он уточнил смысл используемых в психоанализе понятий «символический» и «символ» применительно к сновидениям: первое понятие подразумевало «постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом»; второе – «сам элемент сновидения».
   Символы имеют устоявшиеся в культуре переводы, восходящие к античности. Их знание позволяет аналитику толковать сновидения пациентов, особенно в том случае, когда он знает историю пациента, условия, в которых тот живет, и полученные им до сновидения впечатления. Однако основанное на знании символов толкование не является техникой, способной заменить технику свободного ассоциирования. Как подчеркивал З. Фрейд, «символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».
   Символический способ выражения в сновидениях – это только один пласт символики. В действительности область символики обширна, о чем свидетельствуют мифы, народные сказки, песни. Фактически речь идет о том, что символика является древним способом выражения, во многом утраченным современниками, хотя распространение символики в религии, искусстве, языке несомненно. Это дает основания для завязывания отношений между психоанализом и многими гуманитарными науками – мифологией, фольклором, религиоведением, искусствоведением, языкознанием, психологией народов.
   Представления З. Фрейда о символике нашли отклик в работах ряда психоаналитиков, включая К. Абрахама, Э. Джонса, О. Ранка, В. Штеке-ля. Первоначально разделявший идеи основателя психоанализа К.Г. Юнг в работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) не только указал на символическую природу снов, но и показал, что язык первоначально являлся системой знаков или символов, обозначающих действительные события или их отзвук в человеческой душе, а «открытая Фрейдом символика оказывается выражением мышления и влечения, мощно влиявших и господствовавших некогда над прошлыми культурными эпохами, выражением, ныне сведенным к сновидению, ошибочному действию и душевному расстройству». Правда, впоследствии он упрекал З. Фрейда за то, что тот не провел различий между знаком и символом и имел дело с семиотическим, а не символическим пониманием бессознательного. Однако именно обращение к символике послужило толчком к выдвижению К.Г. Юнгом концепций коллективного бессознательного и его архетипов.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
238.32 кб

Символика Самары и самарского края: о цветовой палитре художника В. З. Пурыгина (по материалам конфе

Чечина О. Н.
Статья посвящается научно-практической конференции «Творчество В.З.Пурыгина и проблемы развития отечественной пейзажной живописи второй половины XX начала XXI века» К 65-летию со дня рождения художника.
Читать PDF
358.64 кб

Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках

Злобин Юрий Дмитриевич
Представлен анализ народных волшебных сказок, героями которых являются люди пожилого возраста. Исследуется последовательность развития личности главного героя, символизирующего процесс трансформации Эго.
Читать PDF
174.11 кб

Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов

Закирова Х. Д., Газиев Э. Г., Рухиева Х. А.
Статья посвящена изучению символики и особенности воздействия отдельных цветов на личность. В данной работе представлены результаты тестирования студентов с использованием теста М.Люшера.
Читать PDF
4.54 мб

Архетипическая символика в рекламной коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Реклама это форма коммерческой коммуникации, использующая современные информационные технологии воздействия на общественное и индивидуальное сознание, которые связаны с открытиями К.Г. Юнга.
Читать PDF
137.41 кб

Символика цвета в веб-дизайне

Кошель Л. В.
Читать PDF
925.10 кб

Иконописный образ, его семантика и символика часть 3

Никольская Татьяна Михайловна
Читать PDF
1,013.67 кб

Иконописный образ, его семантика и символика часть 2

Никольская Татьяна Михайловна
Читать PDF
386.92 кб

Символика семьи в структуре социальных представлений россиян о Родине

Соловьева Анна Николаевна, Соловьева Татьяна Алексеевна
Социальные представления о Родине анализируются в статье в качестве формы коллективного знания, помогающего человеку осмыслить окружающую социальную действительность.
Читать PDF
1.03 мб

Хлеб на столе грузин Мордовии: бытование и символика

Шевцова Анна Александровна
Статья, основанная на полевом этнографическом исследовании в Республике Мордовия (2008-2010 гг.
Читать PDF
289.41 кб

Символика кутьи в ритуальной культуре русских

Корнева Валерия Юрьевна
Анализируется блюдо традиционной русской кухни кутья и ее функционирование в символическом пространстве традиционного календаря.
Читать PDF
256.91 кб

Символика вышивки в ценностно-мировоззренческих представлениях крестьянской семьи (на примере Олонец

Буторина Татьяна Сергеевна, Голикова Наталья Владимировна
Читать PDF
95.02 кб

Символика белого зайца и медведицы в традиционной культуре тувинцев

Хертек Любовь Кендедовна
Читать PDF
252.45 кб

Переключая регистры (культурная символика в современной интернет-рекламе)

Шомова Светлана Андреевна
Читать PDF
1.42 мб

Символика чисел в Откровении св. Апостола Иоанна Богослова

Алексий Дикарев
Читать PDF
30.58 мб

Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв

Нутрихин Роман Владимирович

Похожие термины:

  • СНОВИДЕНИЕ: СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТНАЯ

    согласно З. Фрейду, набор предметов, изображаемых в сновидениях, невелик. Сюда относятся: человеческое тело в целом, родители, дети, братья, сестры, рождение, смерть, нагота и пр. Постоянное типическ
  • СИМВОЛИКА СИМПТОМА

    в психоанализе – скрытый смысл симптома, замаскированное выражение бессознательных, неприемлемых в силу деструктивного, с позиции сознания, содержания побуждений.
  • СНОВИДЕНИЕ: СИМВОЛИКА

    разработанная З. Фрейдом по принципу внешнего подобия система символов, направленная на раскрытие содержания сновидений. За редким исключением, эти символы оказываются отчетливо сексуально окра