СИМПТОМОКОМПЛЕКС СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения термина СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Симптомообразование

гипотетических процесс, финальной стадией которого является окончательное формирование и манифестация клинических признаков, рассматриваемых в качестве симптома психического расстройства. Соматические симптомы указывают на дисфункцию физиологических процессов, имеющюю следствием нарушение гомеостаза внутренней среды организма в том или ином направлении. Специфика психологических симптомов психиатрического расстройства состоит в том, что физиологические нарушения не бывают представлены в них столь же непосредственным образом, как это свойственно физическим симптомам. Обычно нейрофизиологические нарушения, которые сопровождаются появлением психиатрической симптоматики, выражаются окольным, опосредованным образом, поскольку они преломляются в психологической сфере индивида, в его личности в целом и обнаруживаются, в основном, отклонениями со стороны определенных психологическх функций или же расстройством личности. По характеру психологических симптомов невозможно, указывает большинство исследователей, определить их материальную природу. Тем не менее такие симптомы, как и ранее, все еще сохраняют исключительно важное значение в распознавании психического расстройства. Не в последнюю очередь это связано с тем, что часто, если не чаще всего, психологические симптомы проявляются на той стадии развития психического расстройства, когда его выявление объективными методами исследования вообще не представляется возможным. Кроме того, тяжесть психиатрической симтоматики и выявляемых при этом объективных нарушений обычно лишены параллелизма. Механизмы формирования психологических симптомов, с одной стороны, могут быть изучены лишь в той степени, в какой исследована структура психического пространства, иерархия психологических свойств, процессов и функций, законы их развития. С другой стороны, психопатология представляет для понимания природы человеческой психики такие ценнейшие факты и в таком их количестве, что она по праву является одним из важнейших источников знания о внутреннем мире человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ

SYMPTOM FORMATION)

В узком смысле симптом можно определить как проявление (болезни), отраженное в жалобах пациента, тогда как признак - это внешний индикатор патологии. Различия между двумя понятиями, таким образом, заключаются в противопоставлении субъективного (симптом) и объективного (признак). Если, однако, обратиться к семантике понятия симптом, то это слово толкуется более пространно и включает '...любые (телесные или психические) феномены, обстоятельства, изменения или состояния, возникающие вследствие заболевания, сопровождающие его или повреждения и указывающие на наличие таковых' (Oxford English Dictionary, с. 2111). Очевидно, что такое определение устраняет различия между признаком и симптомом.

В отличие от черт характера симптомы, как правило, преходящи, чужды Я или даже 'дисфоричны' Так, заторможенность - поведение, характеризующееся ограничением определенных областей функций Я,- может быть либо симптомом, либо чертой характера. При этом и заторможенность и соответствующие черты характера могут отвечать более широкому определению симптома. То и другое невозможно четко разграничить, и этот факт отражается в разном использовании термина в клинической практике.

Психоневротические симптомы обусловлены бессознательными психическими конфликтами, возникающими но основе противоборствующих внутренних сил индивида. Такие силы состоят из вытесненных дериватов (бессознательных фантазий, побуждений, желаний) детских инстинктивных влечений (как сексуальных, так и агрессивных), особенно тех, что наиболее тесно связаны с эдиповой стадией развития. Вторым источником формирования конфликтов является препятствие морального или адаптивного типа, создаваемое психическими структурами (Я, Сверх-Я) но пути дериватов влечений, стремящихся попасть в область сознательного мышления и поведения.

Однако не все бессознательные конфликты приводят к образованию симптома, поскольку большинство конфликтов может приобретать универсальный и неизбежный для индивида характер. В детстве конфликты влечений не всегда становятся причиной симптомов. Такие конфликты могут, например, вести к появлению стабильных защитных паттернов, играющих важную роль в процессах формирования характера. С другой стороны, они могут быть достаточно удачно разрешены - либо в виде приемлемого непосредственного удовлетворения инстинктивных влечений, либо путем сублимации.

Если же равновесие между инстинктивными силами и силами вытеснения нарушается - либо при усилении первых, как это наблюдается в пубертате, либо при ослаблении вторых при физических заболеваниях, - вытесненные дериваты влечений начинают угрожать проникновением в область сознания, порождая чувство тревоги или вины. В такой ситуации интенсивность аффективного ответа индивида может выйти за рамки его сигнальной функции, что в конечном итоге приводит к формированию симптома. Развитие подобных симптомов осуществляется по закономерностям компромиссного образования, включающего как частичное 'замещение' удовлетворения дериватов влечений и сопровождающих их бессознательных желаний, так и противодействие механизмов вытеснения и адаптации. Таким образом, компромиссное образование является неполной, хорошо замаскированной и нераспознаваемой формой выражения влечений.

Важным элементом компромиссного комплекса является также само душевное страдание, связанное с наличием невротических симптомов. Страдание удовлетворяет бессознательную потребность Сверх-Я в наказании - потребность, связанную с частичным 'симптоматическим' удовлетворением дериватов влечений. В то же время психоневротические симптомы позволяют больному в значительной степени избежать нежелательного чувства вины или тревоги, которое мог бы вызвать полный и незамаскированный прорыв дериватов инстинктивных влечений.

Формирование психотических симптомов (хотя и сходное с невротическим) основано на конфликтах более ранних уровней развития Я и либидо. Эта группа симптомов отражает такие изменения взаимоотношения больного с другими объектами внешнего миро, которые в итоге приводят к нарушениям чувства реальности.

Формирование конкретных симптомов и характеризующихся ими нозологических синдромов зависит от факторов конституционального предрасположения и влияний раннего жизненного опыта, что ведет к комплексу вариаций и зависит от природы невротического конфликта, задействующего конкретные инстинктивные силы и защиты, сильных и слабых сторон психического аппарата и его составляющих, включая структуру характера, а также от типа реакций и интенсивности стресса и травм в более позднем возрасте. Конкретную форму психологической болезни принято называть выбором невроза.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь

Найдено схем по теме СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено книг по теме СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме СИМПТОМООБРАЗОВАНИЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: