СИМБИОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИМБИОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
изначально возникающее эмоционално-смысловое единство матери и младенца, служащее исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. Появление симбиоза психологического обусловлено физиологической общностью матери и плода в развитии пренатальном.
Близким к этому понятию является введенное Л. С. Выготским понятие "прамы" - первоначальное сознание психологического единства матери и дитяти, кое предшествует появлению сознания собственной личности - сознания дифференцированного и выделенного Я.
Развитию симбиоза психологического способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Психологический симбиоз
изначально возникающее эмоционально-смысловое и психологическое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности.
Ср.:
«Ты должна поправиться! Ты пила из моей груди жизнь и силы, когда была хрупким прелестным младенцем… доченька моя! Мы так долго были врозь! Теперь я вернулась, чтобы лелеять тебя». Она привлекла Каролину к себе на грудь, обняла и принялась тихонько покачивать, словно убаюкивая маленького ребенка. «Мама! Маменька! Дитя прильнуло к матери, и та, услышав призыв, почувствовав трепетную жажду ласки, прижала ее к себе еще крепче (Ш. Бронте, Шерли).
Ср. аналитическая депрессия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Психологический симбиоз
греч. symbiosis— сожительство] — 1) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности. 2) Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым (чаще всего матерью) или между двумя детьми (напр., в близнецовой паре), тормозящая развитие личности ребенка, препятствуя формированию самостоятельности и независимости. В младенческом возрасте возникновение нормального П. с. обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Близким к понятию П. с. является введенное Л.С. Выготским понятие «пра-Мы»— первоначальное сознание психологического единства матери и младенца, которое предшествует «возникновению сознания собственной личности, т.е. сознания дифференцированного и выделенного «Я». Развитию П. с. способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца. В более позднем возрасте П. с. сохраняется вследствие воспитания ребенка в условиях гиперопеки и повышенного контроля со стороны взрослых. П. с. особенно часто поддерживается в неполных семьях, если одинокая мать полностью «замыкается» на ребенке, или, напротив, в ситуации, когда в воспитании единственного ребенка участвует особо большое количество взрослых (бабушки, тети и т.п.). Длительно сохраняющийся П. с. затрудняет нормальное общение ребенка со сверстниками, приводит к его изоляции в группе. Преодоление П. с. требует большой осторожности и постепенности, так как резкое и внезапное предоставление ребенку высокой степени свободы, к которой он не готов, может вызвать у него тяжелый стресс. В некоторых случаях П. с. возникает в результате отклонений в общем психическом развитии ребенка (напр., при аутизме). В.В.Абраменкова, А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005