Штайнер Рудольф

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Штайнер Рудольф | Steiner, Rudolf (1861-1925).
Штайнер основал первую вальдорфскую школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных открытых школ. Он учил, что развитие интеллектуальных и духовных способностей человечества может привести к "духовной науке".

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ШТАЙНЕР (Steiner) Рудольф

Штейнер (Steiner) Рудольф (1861—1925) — австрийский философ и педагог, создатель антропософии, учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891). Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г. Изучая труды И.В. Гете в области естествознания и философии, стал последователем его натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ф. Ницше. С 1883 по 1897 г. редактировал и комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о созерцающей силе суждения , которые получили у него значение научного метода (Очерк теории познания гетевского мировоззрения, 1897; в рус пер. 1993), и, как следствие, создал Учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе свободного духа через развитие интеллектуальных и душевных способностей всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. В 1899—1904 гг. он преподавал в рабочей школе в Берлине, где применял свои идеи на практике, трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское общество (основанное в 1875 г. в Нью-Йорке Е.П. Бла-ватской и Г. Олкоттом ), целью которого было образовать ядро всемирного братства , содействовать сравнительному изучению религии и философии, исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека. Ш. возглавлял немецкую секцию теософского общества. Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род универсальной религии , не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека — достижение сокровенного знания и сверхъестественных способностей с помощью немногих посвященных или мастеров, инспирирующих духовную эволюцию человечества. Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П. Блаватской (1891) и Г. Ол-котта (1907) президентом общества стала А. Безант, объявившая в 1912 г. новым спасителем человечества Кришнамур-ти. Не согласный с этим Ш. в 1913 г. вышел из общества, основав в Дорнахе Всеобщее антропософское общество. Основы антропософии были изложены им в книгах Тайная наука (1910) и Антропософия (1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую философию и естественно-научные идеи нового времени с различными религиозными доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал, что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и народов (Мистерии древности и христианство, М., 1910). В социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей Платона, считая, что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер: 1) государственной, функция которого — ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); 2) правовой, функция которой — независимое правосудие (сфера равенства); 3) экономической, функция которой — обеспечить свободное кооперирование (сфера братства). Исходя из идей антропософии, заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики Валь-дорф-Астория в Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа). Задача Вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения, действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов при этом должны направляться на искусство пробуждать скрытые в человеке природные задатки и потому чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в Штутгарте издается журнал Искусство воспитания). Искусство рассматривалось как наилучшее средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии, образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории религии и т.д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор. Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские труды — на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В. Кандинский, М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933—1945 г.). Однако после войны и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме (Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу XX века в мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.: Теософия, М., 1915; Очерк тайноведения, М., 1916; Вопрос воспитания как социальный вопрос, Калуга, 1992; Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, М., 1993; Методика обучения и предпосылки воспитания , М., 1994; Философия свободы, Калуга, 1994; Из области духовного знания, или антропософия, М., 1997 и др. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.44 мб

Срединная модель посмертной онтологии Рудольфа Штайнера

Карнаухов Игорь Александрович
В работе рассматривается моделируемая Рудольфом Штайнером посмертная онтология.
Читать PDF
160.87 кб

Здоровьесозидающие педагогические идеи Рудольфа Штайнера

Лукашенко О. Н.
Раскрыто ведущие идеи Р.
Читать PDF
438.54 кб

Рудольф Штайнер в образовательно-культурном пространстве

Ионова Елена Николаевна
Проанализирован жизненный и творческий путь Р.
Читать PDF
232.34 кб

Особенности духовно-нравственного становления личности в педагогике Рудольфа Штайнера

Донгаузер Елена Викторовна
Статья посвящена анализу основных принципов вальдорфской педагогики и особенностям художественного подхода в преподавании. В качестве общетеоретической базы исследования определены труды Рудольфа Штайнера и его последователей.