Схоластика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Схоластика
от греч. scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (XII-XIII вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр - Парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т.н. вторая схоластика, XVI-XVII вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
В переносном смысле - оторванное от жизни умствование.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

СХОЛАСТИКА
(от греч. scholastikos школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологии (науки о Боге) с рациональными методами познания природы. Схоластика получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI–XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). Зрелая схоластика (XII– XIII вв.) — христианского аристотелика Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизма (Снгер Брабантский и др.), ее главным центром был Парижский университет, основным жанром — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII–XIV вв.) — Иоанн-Дунс Скот, У. Оккам. Схоластика наложила отпечаток на развитие науки и медицины. В области познания была установлена монополия церкви на духовную жизнь общества, на образование и ученость, в том числе и на медицину. В основном философские, естественно-научные знания и достижения древности в области медицины были приспособлены к догмам христианской веры. Все внимание сосредотачивалось на фактах, «подтверждающих» слова священного писания, теория отсутствовала. Античные учения подвергались церковной переоценке. Так, свою задачу средневековый врач видел скорее в том, чтобы изгнать из больного зло, чем определить причину заболевания. Ранняя христианская церковь учила, что болезнь является посланным от Бога наказанием. Если люди желали излечиться от нее, им следовало обратиться с молитвой к святым. Многие люди, пораженные болезнями, совершали паломничества к гробницам святых в надежде, что прикосновение к святым мощам излечит их. Переоценке было подвержено учение древнеримского врача Галена (см. галенизм), который своими экспериментами положил начало научной медицины. Католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связывали их с богословием. Кроме того, анатомия перестала развиваться дальше, так как вскрытие трупов было запрещено, поэтому все сведения о строении человеческого тела черпали у Галена (со всеми его ошибками). Гален превратился в непререкаемый авторитет, а его учение стало вершиной медицинских знаний на протяжении почти тысячи лет. В соответствии с этим сложилась и схоластическая подготовка врачей. Врачи-схоласты, готовясь к врачеванию, переписывали и заучивали наиболее ходкие афоризмы Гиппократа, его учеников, а также Галена, не проводя никаких экспериментов и не изучая анатомию. Поиск естественно-научного объяснения природы болезней приостановился. На первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия. Как и античные врачи, средневековые медики следовали гуморальному учению о происхождении болезней. Поэтому основными рациональными методами лечения были снадобья из трав, микстуры, способные вызвать рвоту, а также кровопускание. Хирургия не почиталась церковью, так как было запрещено касаться человеческого тела ножом (как надругательство). Это считалось «грязным делом» и оно было передано в руки специальных людей — цирюльников, по роду своей профессии имевших дело с ножом. Схоластика затормозила развитие науки. Против схоластики выступили гуманисты в эпоху Возрождения. Среди врачей это А. Везалий, Т. Парацельс, А. Паре У. Гарвей и др.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
138.79 кб

Постсредневековая схоластика как вариант философской парадигмы Нового времени

Савинов Родион Валентинович
В статье рассматривается схоластическая философия периода раннего Нового времени. Отмечаются основные тенденции развития этого направления, ключевые представители и течения.
Читать PDF
312.16 кб

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.
Читать PDF
843.44 кб

Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика

Д. В. Шмонин
Читать PDF
403.05 кб

Интерпретация библейских и святоотеческих текстов в латинской схоластике (на примере проповедей Фомы

Братухин Александр Юрьевич, Братухина Людмила Викторовна
В статье рассматриваются попытки Фомы Аквинского использовать библейские и святоотеческие цитаты для обоснования излагаемого им учения.
Читать PDF
1.52 мб

Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII В. (А. Л. Доброхотов)

Вдовина Г. В.
Читать PDF
291.99 кб

Владимир Соловьев: христианская ревизия «Схоластики» позитивизма

Рашковский Е. Б.
Читать PDF
741.50 кб

С ТРИВИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (критика схоластики с позиций схоластики)

Е. Н. Лисанюк
Читать PDF
371.51 кб

Греческая онтология и схоластическая аналогия сущего

Лошаков Руслан Анатольевич
Читать PDF
119.29 кб

Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике

Яворский Дмитрий Ромуальдович
Дана интерпретация полемики между номиналистами и реалистами, чтобы попытаться ответить на вопросы: какими причинами, лежащими за пределами философского дискурса, была вызвана эта полемика, чем объясняется ее ход и результаты.
Читать PDF
197.52 кб

Может ли знак означать сам себя? Об одной семиотической проблеме в схоластике XVII в

Вдовина Галина Владимировна
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06-0300486а
Читать PDF
143.70 кб

Понимание любви в трактате Маргериты пореты «Зерцало простых душ» и в схоластике Фомы Аквинского

Стенина Дарья Семеновна
В статье представлен сравнительный анализ концепций любви двух средневековых авторов XIII в. Маргериты Порете и Фомы Аквинского. Открытие во второй половине XX в.
Читать PDF
123.65 кб

Проблема систематизации в протестантской схоластике

Савинов Родион Валентинович
В статье предлагается модель феномена «протестантской схоластики», разработанная на основе описания схоластического метода систематизации.
Читать PDF
617.26 кб

Проблема психофизического дуализма в философии Рене Декарта и схоластическая традиция

Антон Чикин
Читать PDF
986.47 кб

Курс истории философии. Схоластический период. Предисловие и подготвка к публикации Корнилова А. П.

Владиславлев М. И.
Читать PDF
9.30 мб

Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего нового врем

Мусхелишвили Н. Л., Вдовина Г. В.