от греч. scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр). Зрелая схоластика (XII-XIII вв.) - христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр - Парижский университет, основной жанр - "сумма", энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) - Иоанн Дунс Скот, У. Оккам. Против схоластики выступили гуманисты Возрождения. С Контрреформацией связано новое оживление схоластики, особенно в Испании (т.н. вторая схоластика, XVI-XVII вв. - Ф. Суарес, М. Молина). Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
В переносном смысле - оторванное от жизни умствование.
Схоластика
Схоластика
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
СХОЛАСТИКА
(от греч. scholastikos школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологии (науки о Боге) с рациональными методами познания природы. Схоластика получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Ранняя схоластика (XI–XII вв.) находилась под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). Зрелая схоластика (XII– XIII вв.) — христианского аристотелика Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизма (Снгер Брабантский и др.), ее главным центром был Парижский университет, основным жанром — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. Поздняя схоластика (XIII–XIV вв.) — Иоанн-Дунс Скот, У. Оккам. Схоластика наложила отпечаток на развитие науки и медицины. В области познания была установлена монополия церкви на духовную жизнь общества, на образование и ученость, в том числе и на медицину. В основном философские, естественно-научные знания и достижения древности в области медицины были приспособлены к догмам христианской веры. Все внимание сосредотачивалось на фактах, «подтверждающих» слова священного писания, теория отсутствовала. Античные учения подвергались церковной переоценке. Так, свою задачу средневековый врач видел скорее в том, чтобы изгнать из больного зло, чем определить причину заболевания. Ранняя христианская церковь учила, что болезнь является посланным от Бога наказанием. Если люди желали излечиться от нее, им следовало обратиться с молитвой к святым. Многие люди, пораженные болезнями, совершали паломничества к гробницам святых в надежде, что прикосновение к святым мощам излечит их. Переоценке было подвержено учение древнеримского врача Галена (см. галенизм), который своими экспериментами положил начало научной медицины. Католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связывали их с богословием. Кроме того, анатомия перестала развиваться дальше, так как вскрытие трупов было запрещено, поэтому все сведения о строении человеческого тела черпали у Галена (со всеми его ошибками). Гален превратился в непререкаемый авторитет, а его учение стало вершиной медицинских знаний на протяжении почти тысячи лет. В соответствии с этим сложилась и схоластическая подготовка врачей. Врачи-схоласты, готовясь к врачеванию, переписывали и заучивали наиболее ходкие афоризмы Гиппократа, его учеников, а также Галена, не проводя никаких экспериментов и не изучая анатомию. Поиск естественно-научного объяснения природы болезней приостановился. На первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия. Как и античные врачи, средневековые медики следовали гуморальному учению о происхождении болезней. Поэтому основными рациональными методами лечения были снадобья из трав, микстуры, способные вызвать рвоту, а также кровопускание. Хирургия не почиталась церковью, так как было запрещено касаться человеческого тела ножом (как надругательство). Это считалось «грязным делом» и оно было передано в руки специальных людей — цирюльников, по роду своей профессии имевших дело с ножом. Схоластика затормозила развитие науки. Против схоластики выступили гуманисты в эпоху Возрождения. Среди врачей это А. Везалий, Т. Парацельс, А. Паре У. Гарвей и др.