Школьное обучение

Найдено 1 определение
Школьное обучение
school learning) На протяжении большей части своей истории преимущественным занятием психологии являлось изучение научения. Большинство исслед. научения проводились в эксперим. лаборатории, где можно было тщательно контролировать его условия, однако научение тж возможно изучать в условиях тех орг-ций, где происходит большая часть научения в "реальной жизни", а именно в школах. Несмотря на невозможность обеспечить в школьной среде такой же строгий контроль за условиями научения как в эксперим. лаборатории, представляется вполне оправданным изучение того, насколько хорошо законы научения и другие психол. принципы работают в отношении Ш. о. Этот вопрос находится в центре внимания важнейшего раздела психологии, традиционно называемого "педагогическая психология" (educational psychology). В последнее время тж стал употребляться термин "психология обучения" (instructional psychology) для обозначения приложений пед. психологии к реализации обучения на всех уровнях образования. Психология обучения стала тем, что нек-рые называют "образовательными технологиями", подразумевая под ними не только использование компьютеров и др. технических средств, оказывающих помощь обучению, но тж применение достижений поведенческой и когнитивной психологии для определения того, каким образом следует разрабатывать учебные материалы, способствующие оптимизации научения, и каким образом лучше всего организовывать обучение. На микроуровне такие принципы могут использоваться для решения вопросов о том, как именно следует разрабатывать и предъявлять учебные материалы, какие стратегии учения можно рекомендовать уч-ся, какими различными способами можно вознаграждать или переориентировать ответы уч-ся, каким образом можно помочь уч-ся вырабатывать и запоминать ассоц. (напр., путем использования мнемотехник) и как можно усиливать мотивацию уч-ся. На макроуровне может рассматриваться целостный процесс Ш. о, без обращения к деталям, относящимся к решению конкретных учебных задач. Ш. о. здесь рассматривается скорее как набор различных видов деятельности, складывающихся из отдельных курсов обучения и др. способов приобретения учебного опыта, длящихся на протяжении мн. месяцев, даже лет. Интересующие вопросы связаны с выяснением того, какие важные психол. переменные влияют на ход научения и на ту степень, в к-рой уч-ся достигает общих целей обучения. В модели Ш. о. (model of school learning) в качестве решающей переменной всегда рассматривалось время. Если не будет затрачено требуемое время, научение не будет завершено. Степень научения, т. о., яв-ся нек-рой функцией от отношения количества затраченного времени к требуемому времени. Эта модель далее конкретизирует осн. переменные, предположительно влияющие на степень научения, достигаемую любым отдельно взятым индивидуумом в ситуации обучения. Нек-рые из этих переменных формулируются в терминах времени. Одной из них яв-ся способность индивидуума, к-рая рассматривается с позиций количества времени, к-рое потребовалось бы индивидууму для освоения определенной задачи при наличии оптимальных условий. Др. переменной, выражаемой в терминах времени, яв-ся настойчивость индивидуума, или количество времени, к-рое индивидуум готов потратить на активное решение определенной задачи. В соответствии с этой моделью научение яв-ся не функцией мотивации как таковой, но исключительно функцией времени, в течение к-рого происходит активное научение. Еще одной выражаемой в терминах времени переменной яв-ся возможность учиться - количество времени, к-рое индивидуум может себе позволить (безотносительно к способности или настойчивости) тратить на учение. Модель включает две дополнительные важные переменные, к-рые не выражаются через время. Одной яв-ся качество обучения (quality of instruction), термин, объединяющий собой все переменные, относящиеся к характеру реализации обучения (его ясность, понятность, организация, последовательность и т. д.) и характеру предоставления уч-ся побудительных стимулов, обратной связи в отношении его прогресса, помощи в целях избежания ошибок и т. д. Др. переменной, не выражающейся в терминах времени, яв-ся способность уч-ся воспринимать обучение (ability to understand instruction). Предполагается, что эта переменная связана с качеством обучения т. о., что уч-ся с низкой способностью к восприятию обучения будет требоваться больше времени для научения в тех случаях, когда качество обучения оказывается недостаточным для их научения либо в силу плохой реализации или орг-ции обучения, либо в силу предоставления недостаточных побудительных стимулов и руководства. Вместе с тем уч-ся с высокой способностью к восприятию обучения менее страдают от недостаточного качества обучения, поскольку они могут, если можно так выразиться, обучать себя сами. Данная модель как теорет. основа для анализа Ш. о. и объяснения причин недостаточного уровня достижений послужила руководством для разработки практ. программ по улучшению процесса обучения. См. также Альтернативные педагогические системы, Теория обучения Дж. Б. Кэрролл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.68 кб

Обучение школьников талантливому чтению

Грошенкова В. А.
Читать PDF
667.01 кб

Мотивация обучения у младших школьников

Ошнякова Т.И., Ускова Е.С.
Цель исследования состоит в изучении мотивации обучения младших школьников и выявлении взаимосвязей с компонентами психологической безопасности образовательной среды.
Читать PDF
469.39 кб

Система обучения младших школьников спору

Амельченкова Наталья Анатольевна
В данной статье рассматривается один из актуальных вопросов обучение младших школьников спору.
Читать PDF
246.08 кб

Содержание профильного обучения школьников

Серебренников Л. Н.
Читать PDF
83.70 кб

Технологические задачи в школьном обучении

Шумилкин Николай Николаевич
Раскрывается целостная структура развития технологической компетентности школьников 5-9 классов на уроках технического труда в условиях современного уровня развития технологий на основе методологии технологического знания.
Читать PDF
1.74 мб

Проблемы школьного обучения приемных детей

Соломатина Галина Николаевна, Суменко Лариса Васильевна
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем образовательным трудностям детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающих семей.
Читать PDF
8.93 мб

Обучение младших школьников 3D-моделированию

Можаров Максим Сергеевич, Можарова Анна Эдуардовна
Авторы обращают внимание на стремительное развитие информационных технологий 3D-моделирования и прототипирования, на необходимость готовить людей к существованию в новых условиях.
Читать PDF
87.41 кб

Проблемы обучения младших школьников группы риска

Денисова Татьяна Анатольевна
Предлагаемый в статье материал освещает проблемы обучения детей группы риска в современной начальной школе.
Читать PDF
2.23 мб

Проблемы обучения младших школьников группы риска

Денисова Татьяна Анатольевна
Предлагаемый в статье материал освещает проблемы обучения детей группы риска в современной начальной школе.
Читать PDF
1.86 мб

Гибридная мотивация в процессе обучения школьников

Н. Хр. Павлова
В данной статье исследовано влияние социальных сетей на мотивацию в обучении математике и естественным наукам. Предложен уровень гибридной мотивации.
Читать PDF
3.91 мб

Тьюторские технологии в системе обучения школьников

Лях Юлия Анатольевна
Автор статьи раскрывает содержание системы тьюторства в современной старшей школе.
Читать PDF
421.26 кб

Научные основы школьного курса геометрии в обучении

Боженкова Людмила Ивановна
Научными основами школьного курса геометрии являются теории и методы высшей геометрии. В статье рассматривается проблема их актуализация в обучении геометрии.
Читать PDF
1.00 мб

Особенности мотивации обучения у младших школьников

Ускова Екатерина Сергеевна
Рассматривается проблема мотивации к познавательной и учебной деятельности младших школьников.
Читать PDF
1.12 мб

О готовности педагога к обучению школьников слушанию

Бегунова Е.Г.
в статье с позиции теории профессиональной компетенции представлена характеристика готовности современного педагога к осуществлению обучения школьников слушанию как виду речевой деятельности
Читать PDF
515.59 кб

Рейтинговая система оценивания в обучении школьников

Дружлякова Анна Витальевна
В статье анализируется необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

Похожие термины: